Ни цели, ни оценки. Так порталу BNN о подготовленных Министерством транспорта Латвии изменениях в модель управления портами высказался председатель Лиепайской думы Янис Вилнитис.
Управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш говорит, что нужно, чтобы любые перемены, в том числе изменения в законах, не ухудшали, а повышали конкурентоспособность латвийских портов и отрасли. Представитель Вентспилса Янис Витолиньш сказал BNN, что законопроект поспешный.
Председатель Лиепайской думы рассказывает, что Минтранс не говорил ни с думой, ни с лиепайчанами. «Не было общественного обсуждения законопроекта, как это было, например, с административно-территориальной реформой».
Член правления «Балтийской ассоциации – транспорт и логистика» (БАТЛ) Иварс Ландманис тоже уже говорил, что обсуждения с пользователями порта и представляющими его организациями еще не было.
Министр транспорта Латвии Талис Линкайтс выступил с целью изменить модель управления латвийскими портами так, чтобы она соответствовала международной практике и рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития.
Перемены обещают быть довольно внушительными, поэтому BNN решил выяснить, что о предусмотренных изменениях в управлении портами думают все три крупных портовых города Латвии.
Один из моментов, вызвавших дискуссии, — это то, что изменения в Закон «О портах» дадут право портовым управлениям заниматься коммерческой деятельностью. Это может негативно отразиться на частных предпринимателях.
Преобразование трех крупнейших портов в хозяйственные общества будет означать, что они будут заниматься не содержанием и управлением инфраструктурой, а предпринимательской деятельностью, а значит, частные предприниматели будут выдавлены с рынка, поясняет БАТЛ.
«Есть вероятность, что со временем у будущего коммерсанта может возникнуть желание повысить портовый сбор, арендную плату для коммерсантов, которые арендуют и землю, и здания на территории свободного порта»,
— говорит BNN 1-й заместитель председателя Вентспилсской думы по вопросам инфраструктуры Янис Витолиньш. «В результате пострадает конкурентоспособность Вентспилсского порта и, конечно же, всего латвийского транзитного коридора».
Мэр Лиепаи Вилнитис отмечает BNN: «Создание хозяйственного общества направлено на получение прибыли. Цели публичного лица были совсем другими – не вмешиваться в предпринимательскую деятельность, не заниматься стивидорными услугами и другой работой, которую выполняют предприниматели. Частные предприниматели ставят на паузу инвестиции, так как им не понятно, как все будет происходить».
Член правления БАТЛ Ландманис ранее указывал на то, что портовые управления перенимают услуги, которые может обеспечивать рынок, поэтому нарушаются принципы свободной и честной конкуренции, так как из нее выдавливают частных поставщиков услуг.
Законопроект предусматривает вмешательство в рынок буксирных услуг, и поэтому частные поставщики услуг будут выдавлены с этого рыночного сегмента, рассказывает Ландманис и подчеркивает, что это угроза для иностранных инвестиций в Латвии.
Если закон даст портам право самим оказывать услуги и заниматься коммерческой деятельностью, когда они получат статус государственного хозяйственного общества, то, как рассказывает Ландманис,
в работе портов может возникнуть монопольное положение государства.
Между тем Линкайтс обосновывает планируемые перемены так: «Готовившаяся больше года новая модель управления портами, предлагающая преобразовать их в предприятия, но при этом сохранить действующие налоговые режимы и статус СЭЗ Лиепайского порта, позволит лучше координировать работу портов на внешних рынках».
Он считает, что порты должны зарабатывать, развивать услуги с добавленной стоимостью и содействовать дальнейшему развитию индустриализации, продолжая при этом играть роль катализатора регионального развития.
Витолиньш выразил мнение, что этот законопроект поспешный, и подчеркнул, что управление свободного порта – это бесприбыльная организация, чья главная и единственная задача – содержать в порядке портовую инфраструктуру и вкладывать все средства в нее, чтобы были в порядке судоходные пути, причалы, что улучшает конкурентоспособность порта.
В мэр Лиепаи Вилнитис не понимает, зачем менять то, что хорошо работает, к тому же изменения не имеют ни юридического, ни экономического, ни финансового обоснования. Единственная причина принятия поправок в нынешней редакции – это, по его мнению, «политическое желание». «Если за этими политическими силами стоят партийные спонсоры, которые хотят стать владельцами портов, тогда мне ясно, почему предусмотрены эти изменения. А иначе непонятно, зачем это нужно».
«Вопросов немало. Мы бы с удовольствием их все обговорили, пока правительство не приняло каких-либо поспешных решений», — отмечает Витолиньш.
Руководитель Управления Рижского свободного порта Ансис Зелтиньш в беседе с BNN сказал: «Сейчас непростое время для сектора транзита и логистики. В Латвии сокращаются грузы энергоресурсов, меняется рынок. Наша общая задача – укреплять свои позиции, чтобы любые переменены, в том числе изменения в законах, не ухудшали, а повышали конкурентоспособность латвийской портов и отрасли. Дадут ли эти перемены такой результат – время покажет».
Вилнитис, сказав, что не рассмотрены экономические вопросы, рассказывает: «Если есть какой-то план, то что он дает и каковы цели? Предусмотрен ли больший объем грузов, рост числа рабочих мест, прибавки к зарплате? Если цели ясны, тогда проще принять, поддержать решение. Сейчас этого нет».
И Вилнитис, и Витолиньш указывают на, как им кажется, непонятное разделение — 2/3 государству и 1/3 муниципалитету.
Представители Вентспилса и Риги подчеркивают, что, создавая хозяйственное общество, его надо делить хотя бы пополам.
Читайте также: БАТЛ: министерство продвигает поправки о работе портов, не обсудив их с представителями отрасли
БАТЛ отметило, что в целом ассоциация поддерживает инициативу по улучшению управления крупными портами – введение принципов хорошего управления, обеспечение эффективного использования ресурсов, политическую независимость, но главное – ее самоцелью не должно быть оказание коммерческих услуг и получение прибыли, что, в свою очередь, негативно скажется на инвестиционной среде и конкурентоспособности транзитного коридора, подчеркнул Ландманис.