Министерство финансов выдвинуло ряд инициатив, предлагая ввести существенные изменения в подоходный налог с населения с целью сократить налоговое бремя, пишет Latvijas Avīze.
Так, например, было предложено увеличить не облагаемый налогом минимум до 95 латов в месяц, что позволит достичь уровня Литвы и Эстонии или же приравнять не облагаемый минимум до размера минимальной заработной платы (в 2011 году — 200 латов в месяц). Минфин пришел к выводу, что предоставляя новые или пересматривая существующие налоговые облегчения, они должны быть назначены на определенный период. Исключением может быть не облагаемый минимум и налоговые облегчения за содержание иждивенцев, которые следует пересматривать ежегодно. По сравнению с другими странами ЕС, латвийская налоговая ставка на рабочую силу является относительно высокой. В 2010 году данная ставка составляла (на одного одинокого работника без детей, со средней заработной платой 445 латов в месяц) 30,7%, что намного выше чем Эстонии (18,4%) и в Литве (21,3%).
Такую разницу между странами Балтии создает ставка подоходного налога: в Латвии — 26%, в Эстонии — 21%, в Литве — 15%; не облагаемый минимум: В Латвии — 35 латов, в Эстонии — 101,02 лат, а в Литве — 95,88 латов в месяц; обязательные выплаты социального страхования, которые платит работодатель (VSAOI): в Латвии — 9%, в Эстонии — 2,8%(только страховка от безработицы), в Литве — 9% (3% — пенсионное страховании и 6% налог здоровья).
Минфин признает, что этот пробел создает необходимость снижения налоговой нагрузки на рабочую силу, потому как это ограничивает возможности латвийских работников конкурировать на рынке стран-участниц ЕС, а также увеличивает безработицу.