Чтобы предприятие могло успешно стартовать на публичном рынке, все управленческие процессы должны быть в порядке, а в случае с национальной авиакомпанией АО Air Baltic Corporation (airBaltic) пока слишком много вопросов остаются без ответа, признал заместитель председателя правления биржи NASDAQ OMX Riga Индарс Ашчукс.
Он отметил, что предприятие, которое попадает на биржу, должно иметь хорошее управление, чтобы акционеры, оценивающие покупку акций, были бы уверены, что надежно вкладывают средства.
На вопрос, является ли airBaltic тем предприятием, чьи акции, например, уже завтра будут котироваться на бирже, Ашчукс ответил, что, чтобы подготовиться к бирже и качественно привлечь клиентов, компании потребуется по крайней мере полгода.
«Пока управленческие вопросы неясны, оценка инвесторов будет низкой. Прийти на биржу и продать акции можно всегда, но вопрос – за какую цену. Чем больше рисков и неотвеченных вопросов, тем ниже цена», – сказал Ашчукс.
Представитель биржи высказал сомнения по различным вопросам, связанным с управлением airBaltic. Напрмиер, слабый контроль государства как крупнейшего акционера за происходящем на предприятии. По его мнению, в результате заключенных договоров государство, будучи крупнейшим акционером, не может контролировать ситуацию и реализовывать свои интересы. Это доходит до абсурда, когда государство окольными путями пытается получить информацию о происходящем в компании.
Также открытым остается вопрос о модели управления airBaltic. Конечно, есть сферы бизнеса, которые передаются другим компаниям, но с точки зрения корпоративного управления – для инвесторов это красный свет.
«Если руководитель предприятия является еще и его акционером, которому к тому же принадлежит предприятие в той же сфере, встает вопрос – как разрешается конфликт интересов? Если появляется идея ввести новую услугу в airBaltic, будет ли это делаться через airBaltic, акционером которого являюсь и я, или через то другое предприятие, якобы не связанное с airBaltic, где и акционер другой? Конечно, есть компании, в которых существует такая бизнес-модель, и конфликты интересов там успешно решаются, но в таком случае этот акционер-руководитель должен объяснить, как происходит управление рисками. Тогда инвестор сможет принять решение, готов ли он вкладывать в предприятие», – пояснил Ашчукс.
Если бы была возможность узнать, как происходит управление компанией, какова ее структура, модель управления, порядок назначения руководства и его ответственность, возможности совета в контроле над предприятием, финансовые результаты, четкие планы развития, прогнозы денежных потоков на следующие пять лет и, если бы баланс компании был с позитивным капиталом, Ашчукс и сам бы купил акции airBaltic. В регионе это единственная столь успешная авиакомпания, которая развилась, принеся пользу экономики Латвии.
По мнению специалиста, акционерам airBaltic стоит разрешить спор между собой, найти конструктивные решения вопросов управления и поставить компанию на стабильную финансовую основу. Тогда и государство сможет задуматься о продаже своей части акций на заметно более выгодных условиях.