5 марта политики партий, составляющих правящую коалицию, заявили, что поддерживают новую модель управления портами и передадут ее на рассмотрение в правительстве. А пользователи портов не знают, смогут ли продолжать коммерческую деятельность на объекте и платить за его использование как прежде.
Политики объясняют необходимость новой реформы или «капитального ремонта» тем, что в дальнейшем в портах должны работать хозяйственные общества с четкой и эффективной моделью управления, хорошим управлением и транспарентностью, но при этом не учитывают уже работающих в порту коммерсантов, которые фактически единственные обеспечивают доходы портовым управлениям.
Читайте также: Правительство проигнорировало возражения предпринимателей и поддержало реформу управления портами
Предприниматели, работающие в трех крупнейших портах Латвии (Рига, Вентспилс и Лиепая) подчеркивают, что тоже поддерживают и эффективность, и транспарентность, и хорошее управление, однако, по их мнению, эти понятия могут так и остаться громкими фразами: «Увы, но у политиков до сих пор нет должного плана, замалчиваются риски и проблемы, о которых мы давно предупреждали. А многие наши вопросы остались без ответов».
Не проведен достаточный экономический анализ, с прошлого года не созывалось заседание Латвийского совета по портам, транзиту и логистике, который потому и не утвердил новую портовую реформу.
Кроме того, не оговорен тот факт, что созданные в портах хозяйственные общества не будут заниматься коммерческой деятельностью, не указано, какой будет роль муниципалитетов после реформы, а также четко не сформулировано участие предпринимателей и инвесторов в новой модели управления, как того требует также регламент ЕС о портовых услугах, отмечают предприниматели.
По их словам, на неотвеченные вопросы, связанные с изменением управления портами, указали также представители Совета иностранных инвесторов в Латвии и Латвийской конфедерации работодателей, к тому же о различных рисках, которые могут возникнуть в результате принятия такой непродуманной реформы, предупредили Совет по конкуренци и муниципалитеты, которых касается данная реформа.
Коммерсанты заключили, что это первое решение по реформе принято без должных дискуссий.
«Как мы знаем, «капитальный ремонт» в финансовом секторе наряду с решением объективных проблем создал много несоразмерных препятствий для предпринимателей. Если по такому же образцу будут осуществлены изменения в портах, то вместо эффективности продолжится спад грузооборота и снижение международной конкурентоспособности Латвии с негативным влиянием на многие отрасли государственной экономики, государственный и муниципальные бюджеты, а также на налогоплательщиков. Надеемся, что в этом случае политики не повторят пример с созданием Бюро проекта вакцинации, когда основанное на громких фразах политическое решение лишь создает новые проблемы», — отметили предприниматели, работающие в портах.
22 марта пройдет предложенная портовыми коммерсантами публичная дискуссия «Какая модель управления портами нужна для развития портов Латвии: за и против».