В судебной системе не назревает новый кризис, но видны последствия прошлого кризиса, длившегося много лет, считает председатель Верховного суда Айгарс Струпишс.
Комментируя в интервью телепередаче Rīta panorāma («Утренняя панорама») беспокойства генпрокурора Юриса Стуканса о «кризисе в системе юстиции», Струпишс сказал, что понимает беспокойства генпрокурора и что считает их подтверждением его усердия и соответствия занимаемой должности.
«Но надо понимать, что правоохранительную систему нельзя держать 25 лет на голодном пайке и ждать от нее чудес. Все знают эту популярную трилемму менеджмента, когда нужно выбрать два из трех — быстро, хорошо и дешево», — пояснил председатель Верховного суда. Он подчеркнул, что за последние два года ситуация в системе юстиции, наконец, улучшилась, хотя до сих пор приходится рассматривать возбужденные много лет назад дела и ощущать негативные последствия от принятых в свое время неверных решений.
Комментируя слова Стуканса о длинных сроках рассмотрения уголовных дел, Струпишс отметил, что суд рассматривает такие дела, которые ему готовит прокуратура и если прокуратура отправляет в суд дело, к примеру, из 200 томов и с 40 эпизодами, то судье приходится все это рассматривать. «Насколько я знаю, нигде в цивилизованном мире такого нет. Выбираются три, может, пять пунктов обвинения, и с ними ведется работа, но не все 40, по 20 из которых оправдают, а судья все это должен разобрать. Потому и возникают эти длинные сроки рассмотрения особых дел», — сказал Струпишс.
При этом он подчеркнул, что в опубликованном несколько недель назад ежегодном докладе о верховенстве права в странах ЕС сказано, что в Латвии сроки судебного разбирательства меньше среднего в ЕС.