Перед тем, как опубликовать картотеку Комитета госбезопасности (КГБ) необходимо провести научное исследование с целью выяснения работы КГБ и каждого информатора, считает заместитель директора Музея оккупации, историк Ритварс Янсонс.
В интервью программе Latvijas Televīzija Sastrēgumstunda он рассказал, что в Латвии сохранилась не только картотека КГБ, но и электронная база данных КГБ – вычислительная машина с лентами, в которой хранятся сообщения от около 8 000 информаторов о 36 000 человек.
«В обществе эта дискуссия продолжается уже с девяностых годов и направлена она в совершенно неверном направлении – только на эту картотеку с данными о 4 500 людях, на самый нижний уровень, на информаторов КГБ», – критично сказал Янсонс, указав, что «над информаторами стояли командиры, которые осознанно шли работать в КГБ и работали там».
По мнению историка, картотеку КГБ следует публиковать только с научно обоснованными комментариями.
«Нужно опубликовать, в первую очередь, главных виновников осуществления тоталитарного контроля и репрессий – членов Центрального комитета Латвийской Коммунистической партии, сотрудников КГБ, сопроводив это научными комментариями, разъяснив работу КГБ и что каждый агент, информатор делал в КГБ, – а также и картотеку этих агентов. Публикация голой картотеки на общественное обсуждение было бы навешиванием ярлыков», – считает Янсонс.
Он подчеркнул, что научных комментариев до сих пор не было, поскольку государство не было в этом заинтересовано.
По его мнению, нужно создать учреждение, которое обосновало бы эту информацию с научной точки зрения и подготовило бы ее к публикации.
Депутат Сейма Имантс Парадниекс также считает, что «мешки ЧК» необходимо открыть. При этом следует определить ответственное учреждение, которое подготовит порядок публикации такой информации. Такому учреждению следует выделить финансирование и установить срок его действия – до 1 января 2015 года.
Парадниекс подчеркнул, что из-за откладывания публикации «мешков ЧК» проблемы только вырастут. «Это болезненное дело, с которым надо разобраться… Мы расчистим площадку раз и навсегда. Необходимо прояснить ситуацию и жить дальше», – призвал депутат, подчеркнув, что неизвестность по поводу содержания секретных документов вызывает еще большую неприязнь и раскол в обществе.
Пресс-секретарь председателя Комиссии Сейма по национальной безопасности Валдиса Затлерса Мартиньш Эткинс, выражая мнение Затлерса, сказал, что «мешки ЧК» нельзя открывать. Одна из основных причин – неполная картотека. После открытия «мешков ЧК» за людьми могут закрепиться ярлыки «стукач».
Представители общества, которые явились на программу, выразили разные мнения – одни говорили, что документы надо выбросить, другие – что их рассекречивание спровоцирует «охоту на ведьм» и разожжет ненависть. Один зритель посчитал, что «мешки» используют, чтобы политики могли свести счеты друг с другом.
Информация Центра документации последствий тоталитаризма свидетельствует о том, что с 1953 по 1991 год с КГБ сотрудничали около 24 000 человек, однако в распоряжении Латвии имеется картотека лишь за восьмидесятые годы с персональными данными о 4 500 агентах.
Сейчас в Сейме рассматривается подготовленный Комиссией по национальной безопасности законопроект, который предусматривает не публиковать «мешки ЧК» еще 30 лет и оставить их в распоряжении Бюро по защите Конституции.
102.108.108.6170