В конце прошлого года прокуратура направила управляющей латвийскими государственными лесами компании ГАО Latvijas valsts meži (LVM) предупреждение прокурора по поводу эксклюзивных долгосрочных соглашений, которые, вопреки возражениям отрасли, в последние годы были изменены в интересах отдельных предприятий. Об этом в воскресенье, 12 февраля, сообщила программа Nekā personīga на телеканале TV3.
После восстановления независимости Латвии с несколькими лесными хозяйствами еще советских времен был заключен 361 договор в области лесной промышленности. Большинство из них заключались на сроки 10 или 20 лет, а в некоторых случаях ответственная на тот момент Государственная служба леса по неизвестным причинам подписывала договоры сроком на 99 лет.
Позднее функции управления государственными лесами, включая и заключенные договоры, переняло новообразованное предприятие Latvijas valsts meži (LVM). Постепенно сроки договоров подошли к концу, а соглашения со слишком длинными сроками LVM выполнять отказалось. Однако суд постановил, что так делать нельзя, поэтому компания стала заключать к долгосрочным договорам дополнительные соглашения. В последний раз они были обновлены в начале прошлого года.
Программа поясняет, что теперь долгосрочные договоры больше не касаются конкретной территории, но гарантируют поставки древесины определенного типа.
И хотя срок договоров вроде бы сокращается, теперь то, что можно было получить за 99 лет, привилегированные компании могут купить в более короткие сроки.
Сейчас действуют шесть таких договоров с четырьмя компаниями. Сроки двух договоров заканчиваются в 2026 году, а остальных — через несколько десятилетий (в 2047, 2094 и 2096 годах), сообщает телеканал TV3. В начале 2022 года LVM заключило соглашение с двумя компаниями — Metsa Forest Latvia и Pata — относительно пяти договоров.
Исполнительный директор Латвийской федерации лесной промышленности Артурс Буконтс сообщил программе, что абсолютное большинство предприятий отрасли хотели бы, чтобы таких долгосрочных договоров в отрасли не существовало, чтобы они не искажали рынок. Однако из-за возражений суда многие сходятся во мнении, что условия договоров менять нельзя. То есть привилегированные компании должны работать на тех условиях, которые предусматривались в первоначальной версии договора. «Терпя зубную боль до тех пор, пока их сроки не истекут», — сказал программе Буконтс.
В декабре прошлого года прокуратура направила LVM и акционеру предприятия, Министерству земледелия, предупреждение, в котором указывалось, что при обновлении старых договоров действия LVM не были открытыми и честными. Программе Nekā personīga известно, что
прокуратура начала проверку по заявлению владельца лесопромышленного ООО STIGA RM Андриса Рамолиньша.
Совет LVM поручил правлению до конца февраля подготовить информацию об этих договорах и разработать план дальнейших действий. Нынешние члены правления LVM, кроме одного, начали работать уже после преобразования долгосрочных договоров. На просьбу Nekā personīga об интервью руководство LVM не отозвалось, но в письменном виде указало, что тщательнейшим образом оценит перечисленные в предупреждении факторы.
Критика прокуратуры также направлена и на то, что о новых условиях соглашений не проинформированы ни представители отрасли, ни широкая общественность. Латвийская федерация лесной промышленности также отмечает, что нет достоверной информации о том, как в новых соглашениях рассчитана стоимость лесоматериалов и насколько эти договоры сокращены. Прокуратура направила информацию о долгосрочных договорах и другим учреждениям. Госконтроль добавил эту информацию к списку ревизий, запланированных на будущее, а Совет по конкуренции сообщает, что уже приступил к проверке соответствия договоров правилам конкуренции, передает Nekā personīga.
В ходе проведенного в LVM аудита, который в 2020 году проводило адвокатское бюро Sorainen, также были упомянуты долгосрочные договоры. Аудиторы предупредили, что в случае, если Совет по конкуренции признал бы, что государственное предприятие находится в доминирующем положении, существование таких договоров было бы признано умышленным злоупотреблением этим положением, сообщает программа.
В принадлежащей финским хозяевам компании Metsa Forest Latvia на письменно заданные программой вопросы не ответили. А в принадлежащем латвийскому бизнесмену Улдису Миеркалнсу ООО Pata сообщили, что компания не заключала долгосрочные договоры сама, а переняла их, купив другие компании, заключившие их.
Единственным владельцем LVM является государство, держатель акций — Министерство земледелия. Оборот компании в 2021 году составил 405,291 млн евро, а прибыль составила 111,53 млн евро.