В реализации портовой реформы есть несколько «камней преткновения». Такое мнение в интервью газете Latvijas Avīze выразил управляющий Вентспилсским портом Андрис Пурмалис.
Управляющий отметил, что в Вентспилсе бóльшая часть причалов принадлежат городу. «На данный момент портовое управление по юридическому статусу является субъектом публичного права, который, согласно определению, должен служить на благо всего общества. В ходе реформы управления портами этот статус поменяется на государственное акционерное общество, то есть это будет предприятие, ориентированное на получение прибыли. Как только это произойдет, дума сможет требовать за свое имущество арендную плату, которую раньше не могла требовать. Думаю, что это может стать поводом для многих судебных разбирательств, так как изначально, в девяностые, все портовые причалы принадлежали государству», — сказал Пурмалис. Он полагает, что из-за этих проблем портовая реформа не закончится за девять месяцев.
Отношения с политическим руководством Вентспилса он назвал нормальными: «По рабочим делам встречаюсь и со старым, и с новым руководством. Считаю, что отношения у нас нормальные».
По мнению Пурмалиса, общая транзитная политика в Латвии должна формироваться не в каждом отдельном порту, а в едином портовом управлении, а управляющие должны быть реализаторами этой единой политики.
Читайте также: Задача Совета по логистике – добиться того, чтобы в индексе логистики стран Балтийского моря Латвия была на первом месте
Для того чтобы выровнять условия конкуренции, Управление Вентспилсского порта подало правительству предложение о том, чтобы железнодорожный тариф в порты Риги и Вентспилса от границы был абсолютно одинаковым.
«Если сравнивать только порт, то мы грузим больше Лиепаи, но гораздо меньше Риги. Рига в конкуренции за транзитные грузы выигрывает за счет того, что она на 150 км ближе к грузовладельцам. Чтобы устранить этот эффект, мы подали правительству предложение о том, чтобы железнодорожный тариф в оба порта от границы был абсолютно одинаковым. Зарплаты и топливо перевозчику в таком случае был бы готов компенсировать предприниматель», — сказал Пурмалис.
«Держатель грузов уже не видит отдельно Вентспилс или Ригу — он видит балтийское направление в целом».
Пурмалис сказал, что иногда Латвия экономически проигрывает из-за излишней послушности. «Например, белорусское предприятие калийной соли сейчас под санкциями? Да! Но Клайпеда все равно грузит, потому что «у нас давно заключенный договор»! А что происходит у нас? Санкции касаются минеральных удобрений или нефти — латвийские банки сразу заявляют, что в течение двух недель надо прекратить любые отношения с предприятиями стран, против которых введены санкции, так как это якобы рисковый сегмент. Латвия всегда слишком послушна, а литовцы продолжают торговать. И тут возникает вопрос: только ли наши порты и грузовые терминалы виноваты в возникшей ситуации?» — возмущается представитель порта.