Расследование BNN | Ретроспектива: чем прославился скандальный экс-министр и бизнесмен Шлесерс?

Замешанный в переговорах олигархов и в коррупционных скандалах государственного уровня Айнарс Шлесерс семь лет не появлялся в латвийской политике после неудачного старта на выборах в Сейм. Теперь же он выступил с планами «привести в порядок страну» и, вероятно, надеется на «короткую память» жителей, которая вместе с недовольством нынешней властью позволит ему вернуться в политику.

Назначенный на высокий пост и зарабатывающий тысячи евро сын личного шофера, закрепление позиций Нила Ушакова в Риге, огромное судебное дело с Rynair, в связи с которым государство выплачивает крупный штраф, и, конечно, знаменитые переговоры олигархов — все это и прочее имело место в судьбе Шлесерса.

Сам Шлесерс заявил, что молодежь уже не знает, кто такой Айнарс Шлесерс, поэтому портал BNN подготовил небольшую ретроспективу, чтобы понять, почему на своих прошлых выборах Шлесерс набрал всего 1,18% голосов и кто же такой в действительности Айнарс Шлесерс!

Разговоры олигархов

Одно из самых популярных в обществе событий из жизненного пути Шлесерса — это печально известные переговоры олигархов. Хищение государства, контроль над медиа, влияние на общественное мнение, использование власти в корыстных интересах — все это проявилось в переговорах, опубликованных изданием Ir. Правда, никакого наказания никто не получил, поскольку в парламентскую следственную комиссию «угодили» несколько человек, связанные с тем самым «трио олигархов» — Айварсом Лембергсом, Андрисом Шкеле и Айнарсом Шлесерсом. Однако следует напомнить, что переговоры велись также о том, как назначать на подходящие должности своих людей, чтобы дела двигались в нужном направлении.

Переговоры опубликовали журналисты издания Ir. В них фигурировало более 20 человек, в том числе «трио олигархов» и часть министров того периода.

Экс-президент Валдис Затлерс сказал, что прослушанные в деле олигархов переговоры в гостинице Rīdzene являются аутентичными,

к тому же тогдашний политик Айнарс Шлесерс утверждал, что у него в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) есть собственный информатор.

Бывший главный редактор газеты Diena Гунтис Боярс рассказывал, что общественным мнением пытались манипулировать Айварс Лембергс, Айнарс Шлесерс и Андрис Шкеле. Боярс сообщил: «Виестурс Козиолс, которому принадлежали акции газеты Diena, вызвал меня к себе в кабинет и сказал: «Что вы там пишете? Мне тут Лембергс звонил, ругался пятиэтажным и спрашивал, что вы там делаете».

«Нужные» люди — на нужных должностях

Общество за открытость Delna сообщает, что, будучи министром транспорта, занимая руководящие должности в подведомственных министерству учреждениях, Шлесерс продвигал «своих» людей. Журналисты сравнивали его с осьминогом, чьи щупальца медленно присасывались к руководству предприятий и высасывали деньги. Сам Шлесерс публично заявил, что для него было важно, чтобы должности занимали люди, которым он может доверять. Чтобы попасть на прибыльные должности, соответствующее образование или опыт работы в отрасли не требовались.

Одним из ярчайших событий стало назначение в правление АО Pasažieru vilciens сына водителя Шлесерса Каспарса Упениекса, у которого не было ни соответствующего опыта, ни образования для решения маркетинговых вопросов в монопольном предприятии. Зарплата за работу в данном совете составляла 4 000 латов (5 690 евро) в месяц. Этот случай вызвал громкий резонанс в обществе не только из-за зарплаты, но еще и потому, что ранее люди из команды Шлесерса распространили ложные сведения о том, что у К. Упениекса имеется образование и опыт в маркетинговой сфере.

Кроме того, ранее уже прозвучал и другой факт о том, что до этого и сам водитель, отец К. Упениекса Э. Упениекс получил должность члена совета в Latvijas autoceļu uzturētājs с ежемесячной зарплатой 900 латов (1 280 евро). После прозвучавшей в средствах массовой информации критики Э. Упениекс покинул должность. А его сын, К. Упениекс, покинул должность после смены министров транспорта, передает Delna.

Подобный же стремительный карьерный рост наблюдался и с другими связанными со Шлесерсом людьми. Например, его советник, пресс-секретарь Лацис Дрипе со временем стал главой Латвийского государственного центра радио и телевидения, советником председателя в Дирекции по электронным связям и в совете Государственного агентства информационных сетей. Приближенные к Шлесерсу люди одновременно попали в несколько советов.

В связи с этим одним из лидеров является Дайнис Лиепиньш, который в 2008 году заработал в подведомственных Министерству транспорта предприятиях и в Рижском свободном порту почти 110 000 латов (156 515 евро).

Следует отметить, что удобные кресла были также и в Рижском аэропорту, на которые, кроме людей из команды Шлесерса, бывших сотрудников LTV, попала также дочь однопартийца Шлесерса, экс-премьера Годманиса, ставшая руководителем по внешним связям аэропорта. Среди приближенных лиц, которые занимали или заняли ряд политически назначенных должностей в связанных с Министерством транспорта предприятиях газета Diena указала Кришьяниса Петерса, Лауриса Дрипе, Ингу Пелшу, Рейнхолдса Пелшса, Яниса Маршанса, Наталью Джеину Маршане, Арниса Плявиньса, Гунтиса Мачса, Угиса Магониса и др.

Дело цифровом ТВ

В продолжение темы о «надежных людях» на важных должностях следует отметить, что в деле о цифровом телевидении не был возбужден уголовный процесс против Шкеле и Шлесерса, хотя их имена фигурировали в деле. Однако со сменой генерального прокурора дело все же было возбуждено. И в тот же день Шлесерс заявил о желании вернуться в политику, чтобы «навести порядок в том бардаке», что образовался в Латвии.

В уголовном процессе в связи с возможными противоправными действиями в процессе внедрения цифрового телевидение прокуратура предъявила бывшему министру транспорта Шлесерсу обвинения в мошенничестве в крупном размере. В этом уголовном процессе на доли предприятий Шлесерса наложен арест.

Судебный процесс по делу о цифровом телевидении начался в 2007 году, а до вынесения приговора прошло 12 долгих лет.

В деле оказались замешаны ряд обвиняемых, которые в 2019 году были признаны виновными в мошенничестве, однако летом 2021 года Верховный суд отменил обвинительные приговоры многим из них.

Сага Ryanair — крупные убытки для государства

Еще одно из «наследий Шлесерса» Латвии — проигранное дело против Ryanair. Ирландская авиакомпания Ryanair победила в споре с аэропортом Rīga в Международном третейском суде, и теперь аэропорт должен выплатить более полутора миллиона евро.

Договор с авиакомпанией Ryanair от 23 июля 2004 года гарантировал низкую плату за обслуживание —

за каждого пассажира авиакомпания платила аэропорту четыре с половиной евро, а за наземное обслуживание каждого самолета Ryanair аэропорт вместо 500 евро мог брать с компании лишь один евро.

Этот эксклюзивный договор был в силе и в 2012 году, когда аэропорт ввел новую пошлину за безопасность пассажиров. Компания Ryanair отказалась платить пошлину и посчитала, что это является нарушением ранее заключенного договора. Поэтому авиакомпания подала на аэропорт в третейский суд в Лондоне и одержала победу в споре.

Такое соглашение с Ryanair было заключено по указу тогдашнего министра транспорта Айнарса Шлесерса. В материалах дела упоминается, что руководство аэропорта противилось многим условиям договора, однако в решение вмешался Шлесерс. Он лично пообещал представителям Ryanair, что государство само будет оплачивать большую часть услуг, если число перевезенных пассажиров многократно увеличится.

Строительство дома Шлесерса: за наш счет?

В 2014 году программа De facto сообщила, что Финансовая полиция Службы госдоходов сейчас расследует уголовный процесс, начатый в связи с возможным мошенничеством с налогом на добавленную стоимость при строительстве дома предпринимателя и политика Айнарса Шлесерса. Данное дело было было выделено из расследуемого БПБК так называемого дела олигархов в связи с подозрениями о том, что при строительстве дома Шлесерса, возможно, из государства мошенническим путем было выманено по меньшей мере 200 000 евро, сообщила программа телеканала LTV De facto.

Два политика в тюрьме, Шлесерс лишь стоял рядом — Юрмалгейт

Еще один примечательный эпизод из жизни Шлесерса — Юрмалгейт. Молодежь, конечно, его не помнит. Даже сама Элина Дидрихсоне, представляющая в партии Шлесерса молодое поколение, скорее всего, выступая с речью на мероприятии в честь учреждения партии, не знала об этом скандале. А связан он с предложением взятки в размере 20 000 евро депутату Юрмальской думы Илмарсу Анчансу, чтобы тот на запланированном на 18 марта 2005 года заседании думы поддержал кандидатуру Юриса Хлевицкиса на должность мэра города. Анчанс сообщил об этом БПБК, которое арестовало несколько лиц.

Более пристальное внимание общественности скандал привлек к себе позднее, когда в программе De facto на телеканале Latvijas Televīzija (LTV) были опубликованы телефонные переговоры причастных к делу лиц — в том числе тогдашнего министра транспорта Айнарса Шлесерса и бывшего премьер-министра Андриса Шкеле, — которые и раскрыли их причастность в преступлению. 23 марта 2007 года Земгальский окружной суд приговорил к пяти годам лищения свободы двух лиц: Юриса Хлевицкиса и Германа Милушса.

Передача Рижской думы Ушакову

Стоит также напомнить «вклад» Шлесерса и в Рижскую думу. Когда с 2009 году «Центр согласия» во главе с Нилом Ушаковым получил наибольшую поддержку избирателей, с ним сработалась тогдашняя партия Шлесерса LPP/LC. С тех пор в Риге установилась «эра Ушакова», которая обернулась скандалами в Rīgas satiksme, коррупцией и в конце концов отстранением Ушакова от обязанностей мэра.

Подтасовка должностей в правлении Рижского свободного порта

В начале октября 2010 года, согласно предположению следователей, тогдашний политик Айнарс Шлесерс, будучи заинтересованным в том, чтобы на пост председателя правления был назначен Андрис Америкс, предложил мэру Вентспилса Айварсу Лембергсу, что он добьется заключения интересующего Лембергса договора между Управлением Рижского свободного порта и ООО Mediju nams.

Об этом Шлесерс попросил Лембергса, пользуясь своим социальным положением, незаконно влияя на работу должностных лиц, а именно на заместителя председателя правления Рижского свободного порта Виестурса Силениекса, чтобы тот на заседании правления Рижского свободного порта 7 октября 2010 года проголосовал за назначение Америкса на должность председателя правления свободного порта. По версии БПБК, Лембергс с этим согласился и незаконно повлиял на Виестурса Силениекса.

Актуальные планы по строительству концертного зала Latvija

Сейчас Шлесерсу и Шкеле пополам принадлежит Андрейоста. Тесно связанное с семьей Шкеле предприятие готово подарить государству землю про строительство концертного зала на Андрейосте.

Однако это вовсе не благотворительность — семье это здание крайне необходимо, чтобы наконец начать развивать недвижимое имущество, в которое вложено по меньшей мере 25 млн евро.

Первым выбрать Андрейосту министерству рекомендовал тогдашний мэр Риги Нил Ушаков, написали в 2019 году журналы Ir и Re:Baltica.

Re:Baltica выяснило, что впервые версию с Андрейоста в конце 2018 года Министерству культуры как возможный вариант предложил тогдашний мэр Риги Нил Ушаков («Согласие»). Если государство и самоуправление построит обещанную инфраструктуру на Андрейсале, от этого выиграют и ближайшая недвижимость, пишет журнал. Стоит отдать государству землю, которую они сами когда-то выкупили у Риги, если в обмен можно будет получить благоустроенные окрестности с удобным доступом к Даугаве, прямой улице и при наиболее оптимистичном сценарии — к трамваю.

Это обойдется в миллионы евро, которые заплатят налогоплательщики, а семья Шлесерса после долгого ожидания наконец сможет начать развивать бизнес с недвижимостью на Андрейсале. В будущем его стоимость составит 500 млн евро — об этом еще десять лет назад в переговорах олигархов хвастал Шлесерс. Сейчас он является официальным бизнес-партнером семьи Шкеле, с которым вместе хозяйничает на Андрейсале.

Громкие слоганы и низкие рейтинги

Сейчас Шлесерс громко бросается слоганами, которые особенно подхватывают противников вакцинации от Covid-19. Кроме того, он собирает в свой круг защитников традиционных семей, используя христианскую риторику, что очевидно привлекло руководителя «Христос — миру» Марциса Йенцитиса, Элину Дидрихсоне и других. Шлесерс и другие учредители растущих, как грибы по осени, партий тоже старательно используют ситуацию — усталость людей от нынешнего правительства, которое не вносит ясности по поводу того, что будет дальше. Новые партии так же бросаются красивыми слоганами по типу «мы все изменим», однако конкретного плана у них нет.

Как и почему Шлесерс ушел из политики (по крайней мере официально)? Народ его попросту не выбрал. На выборах в 10-й Сейм его партия получила лишь восемь мест в парламенте. Тогдашний президент Валдис Затлерс отстранил Сейм. На внеочередных выборах в 11-й Сейм Партия реформ Шлесерса LPP/LC не преодолела 5% барьер. На выборах в 12-й Сейм его партия набрала лишь 1,18% голосов избирателей.

Мы живем в демократическом государстве, поэтому у каждого гражданина Латвии есть право выбирать, кого представлять, за кого голосовать, но при этом каждому следует серьезно взвесить, на какие «грабли» не стоит наступать дважды.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости