Реформа высшего образования: мечта о ТОП-500 и выдающаяся наука в режиме экономии

Одна из целей высшего образования Латвии – чтобы какой-нибудь вуз оказался среди 500 лучших университетов мира. Но при этом звучат призывы увеличить финансирование на высшее образование и науку. Как сочетать большие цели и вечный режим экономии?

Министерство образования и науки закатало рукава, чтобы взяться за упорядочение сферы высшего образования. Масштабные работы предваряет организованный министерством цикл дискуссий о том, как улучшить высшее образование и науку. Потом в правительстве будут представлены предложения по реформам. Министерство пока не смогло назвать BNN конкретные предложения, которые хотело бы обсудить со сферой высшего образования.

Зато BNN выслушал ректора Высшей школы бизнеса, искусств и технологий RISEBA Ирину Сенникову и ректора Видземской высшей школы (ВВШ) Гатиса Круминьша о том, что необходимо менять и какие идеи стоит рассматривать при улучшении высшего образования.

Горячий вопрос о ректоре

В последние месяцы разговоры о переменах в высшем образовании проходили на фоне шумихи вокруг Индрикиса Муйжниекса и выборов ректора Латвийского университета (ЛУ). Круминьш просит не смешивать оба вопроса, хотя ни он, ни Сенникова не отрицают, что события в ЛУ были очень хаотичными.

Сенникова подчеркивает, что надо руководствоваться законом. По ее мнению, можно дискутировать об изменениях в законах, о модели управления, но не надо пытаться искать в действующем законодательстве способы, как не утвердить ректора. Она уверена, что Муйжниекс имеет право продолжать работать и в распоряжении Минобрнауки есть инструменты, чтобы сработаться с руководителями вузов.

События в ЛУ побудили Круминьша удостовериться в том, что решения сената ВВШ законны. Он признается, что сам еще не определился, какие перемены хотел бы видеть в порядке избрания ректора. При этом он предлагает несколько идей для дискуссий: например, выбирая ректора, учитывать его способности не только как ученого, но и как руководителя.

Круминьш отмечает, что в работе ректора важно видеть «картину целиком» не только в науке и высшем образовании, но и в тех аспектах работы вуза, где проявляются принципы предпринимательской деятельности – привлечение партнеров и финансирования. Обычно в Латвии на должность ректора выдвигают самых выдающихся ученых из самого вуза. Он добавил, что выдающаяся научная деятельность вовсе необязательно означает и превосходную работу по руководству. Ректор ВВШ привел в качестве примера Германию: сейчас там при выборе руководителей вузов ищут именно менеджерские качества.

Представитель ВВШ сравнил должность ректора с выборами премьера:

«Премьер-министр – это не только избранный депутат. Мы оцениваем лучшее возможное предложение. Так же мы должны открывать «ворота» и руководителям вузов, не надо сужать этот круг».

По его мнению, еще надо инициировать дискуссию о том, действительно ли ректору нужна докторская степень. По мнению Круминьша, эти факторы сужают круг способных людей, из которого можно выбирать.

Без денег никуда

Сенникова говорит, что ТОП-500 вузов можно достичь, если финансировать высшее образование и науку так же, как это делают страны, чьи вузы находятся в этом топе.

«Для того чтобы быть выдающимися, и наука должна быть выдающейся! Должны быть выдающиеся ученые, выдающиеся профессора!» — уверена Сенникова.

А Круминьш обращает внимание на то, что надо искать решения для эффективной проверки отрасли. На европейском уровне и среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Латвии финансирование на образование одно из самых низких, поэтому их решения не подойдут Латвии.

Например, в бюджете 2019 года на высшее образование было выделено 70 млн евро, а на науку – 44,4 млн евро.

Сенникова добавила, что не надо недооценивать образование в Латвии из-за нехватки денег:

«То, что способно делать латвийское образование при нынешнем финансировании, — большой успех».

«Главное – не говорить, что латвийское образование плохое и в Латвии нельзя получить хорошего образования», — уверена Сенникова. Она подчеркнула, что латвийские учение не неизвестные.

«Надо смотреть хорошую практику, что хорошего в каждом вузе, как это можно выделить, как на этом можно заработать», — говорит ректор RISEBA об улучшении высшего образования.

Здоровая конкуренция или концентрация средств?

Зачастую, когда речь заходит об управлении вузами, упоминается неэффективное разделение рынка — введение похожих программ в разных вузах.

Сенникова говорит, что если в частном вузе на двух разных факультетах две очень похожие программы обучения, то это свидетельствует о странном подходе с хозяйственной точки зрения и о лишней внутренней конкуренции.

Ситуация в масштабе всей страны не особо отличается.

Если ресурсов немного, то почему, к примеру, медиков надо обучать и в Рижском университете Страдиньша, и в ЛУ, удивляется Сенникова.

Но есть и другая сторона: конкуренция, которая не позволяет программам оказываться в стагнации. Так что на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа, заключает ректора RISEBA.

Сенников подчеркивает, что не первый год говорят о реформах высшего образования, объединении государственных вузов. Ей уже хочется видеть четкий план того, как эти реформы будут осуществляться и за какой период времени. Не стоит повторять случай RPIVA (Рижская академия педагогики и управления образованием), когда все произошло неожиданно, «вдруг было объявлено о реорганизации вуза».

Одни правила для всех?

Сенникова уверена, что, реформируя управление вузами, надо разделять государственные и частные. Сейчас они находятся на одинаковых позициях, разве что частные не получают государственных денег.

Например, и ректор частного вуза может занимать должность лишь пять лет и не более двух сроков. Сенникова отмечает, что это в некотором смысле ограничивает инвесторов частных вузов, так как неизвестно, чтобы будет в будущем. С избранием нового ректора может утратиться влияние на предприятие.

Круминьш говорит, что он против создания «особых законов для особой группы вузов», из-за чего региональные вузы будут «отделены» от остальных.

«Это довольно глупо. Зачем нам посредственное образование? Надо работать на систему в целом», — говорит Круминьш и подчеркивает, что региональные вузы должны работать так же, как остальные.

«Какая разница – Рига или регион? Это какой-то провинциализм, мол, Рига это одно, а регион – другое»,

говорит ректор ВВШ и отмечает, что среди лучших университетов мира почти ни один не находится в столице. Например, Бостон, где расположены Гарвард и Массачусетский технологический институт (MIT), и этот город не больше Риги. Круминьш говорит, что зарубежным партнерам ВВШ все равно, где находится вуз – в Риге или в регионах.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости