Латышам не хватает здорового национального самосознания, уверен известный во всем мире норвежский экономист Эрик Рейнерт. Его книга How Rich Countries Got Rich… and Why Poor Countries Stay Poor (Как богатые страны становятся богатыми… и почему бедные страны остаются бедными) уже в этом году будет переведена на латышский язык.
Нынешнюю ситуацию с масштабами эмиграции людей из Латвии Рейнерт назвал драматической. Однако несмотря на это, он считает, что в распоряжении правительства есть несколько инструментов, как улучшить ситуацию или хотя бы не допустить ее ухудшения. Одно из решений проблемы — реиндустриализация, пишет издание Kapitāls.
«Правительству Латвии ни в коем случае нельзя допустить, чтобы и далее происходила передача государственных предприятий в частные руки (чаще всего в руки зарубежных инвесторов). Это был бы слишком недальновидный поступок. Нередко эти инвесторы связаны с зарубежными правительствами, что по сути означает — латышу говорят, что его страна хуже других, поэтому она отдает другим свои предприятия», — полагает Рейнерт.
Вместе с тем он критикует банки, потому как теоретически, в случае плохих займов банку необходимо взять на себя риск и проиграть, однако так больше не происходит — вместо этого банки требуют спасательный круг. Если банковский сектор значительно превышает промышленный сектор, то это один из главных признаков того, что в государстве что-то не в порядке.
Что касается ситуации в Европейском союзе, то экономист указал, что Латвия оказалось такой страной ЕС, которую кризис затронул наиболее остро. Поначалу может показаться, что не в порядке с само государство, но когда то же самое происходит с Грецией, Исландией и Италией, ясно, что виновата система, пояснил Рейнертс.
По его мнению, последствия кризиса для Латвии измеримы не в материальных убытках, а в тысячах жителей, которые уехали и продолжают уезжать из страны.
Кроме того Рейнертс подчеркнул значение национальной валюты, которое большинство политиков и экономистов, по его мнению, недооценивают. Экономист допускает, что Эстония станет последней страной-участницей ЕС, которая отказалась от своей национальной валюты в пользу евро. Отныне нет оснований считать, что введение евро улучшит экономическое положение в стране. Он отметил, что на самом деле не понимает, почему ЕС желает ввести евро на всей своей территории — это приведет к потере рынка обмены валют, а также к утрате экономической эластичности.