Руководитель Baltijas ekspresis: отрасль ж/д грузоперевозок Латвии все еще не открыта для свободной конкуренции

Марис Бремзе

Отрасль железнодорожных грузоперевозок Латвии не открыта для свободной конкуренции, хотя это должно было произойти еще в 2007 году. Так, комментируя начатое Советом по конкуренции (СК) в отношении ГАО Latvijas dzelzceļš (LDz) и его дочерней компании Ldz Cargo дело за предполагаемое злоупотребление доминирующим положением, говорит председатель правления АО Baltijas ekspresis Марис Бремзе.

Уже сообщалось, что дело начато по заявлению ж/д грузоперевозчика АО Baltijas ekspresis в конце прошлого года.

«Сейчас предприятие по содержанию инфраструктуры открыто занимается грузоперевозками вместе с LDz Cargo и LDz loģistika, но LDz, которое содержит инфраструктуру, должно быть нейтральным и заниматься только управлением инфраструктурой», — сказал Бремзе.

На вопрос: «Baltijas ekspresis обратился в СК в связи с ситуацией в целом или из-за какого-то конкретного инцидента?» — Бремзе ответил, что не хочет комментировать детали, но видно, что частные перевозчики полностью зависимы от LDz Cargo, который является единственным перевозчиком, обеспечивающим перевозки в приграничных районах, и единственным, кто обеспечивает документацию для оформления грузов.

«При открытом рынке Baltijas ekspresis или любой другой грузоперевозчик должен покупать документы для оформления грузов, где содержится вся конфиденциальная информация. Тогда о каком развитии грузовой отрасли мы вообще можем говорить? Понятно, что мы не можем надеяться на то, что рельсы будут оптимально загружены, если частные перевозчики не могут обеспечивать частные перевозки, потому что надо идти за десятью разными документами к LDz Cargo», — рассказывает Бремзе.

Пока неизвестно, как долго СК будет заниматься этим делом, хотя Закон о конкуренции гласит, что в случае нарушения денежный штраф может достигать 5% от нетто-оборота предприятия за последний финансовый год, но не менее 350 евро.

Уже сообщалось, что министр транспорта Талис Линкайтс на пресс-конференции 7 мая заявил о недоверии к председателю правления LDz Эдвинсу Берзиньшу и двум членам правления – Айварсу Стракшасу и Айнису Стурманису, и будет предлагать совету предприятия отстранить их от занимаемых должностей.

Он подчеркнул, что нынешнему руководству LDz нельзя доверять, оно не понимает регламенты Еврокомиссии для свободного рынка, а также что существуют подозрения о коррупции и схемах в предприятии.

Объясняя причины, министр говорит, что Совет по конкуренции начал дело за злоупотребление доминирующим положением и что стране грозят финансовые последствия.

«Такое ощущение, что правление LDz толком не понимает требования регламентов Еврокомиссии и ЕС относительно открытия рынка для свободной конкуренции».

Второй аспект – потенциальная коррупция и схемы в отрасли. Сейчас министр не хочет вдаваться в детали о том, с какими сделками связаны подозрения. Он лишь отметил, что они отделены от рекламных договоров. Линкайтс говорит, что сумма сделок еще уточняется, но «речь идет об очень крупных суммах».

Невозможно объяснить логически, почему именно Вентспилс и Добеле надо так много спонсировать (имеются в виду рекламные договоры), ведь факты не свидетельствуют о том, что именно в этих городах находится наибольшее количество клиентов LDz. «Поэтому многие рекламные и маркетинговые договоры, по нашему мнению, не связаны с хозяйственной деятельностью предприятия».

На вопрос журналиста: «Могут ли сделки быть связаны с Айварсом Лембергсом и Улдисом Аугулисом?» — министр транспорта ответил: «Надеюсь, что в результате аудита мы узнаем мотивы сделок».

Линкайтс, объясняя свой призыв к совету LDz уволить членов правления, говорит: «Мне будет сложно сработаться с правлением предприятия в ходе выполнения тех задач в плане действий правительства, которые касаются железнодорожной отрасли. Но, конечно, это должен решать совет – оставить или уволить нынешнее правление LDz».

На ближайшей неделе на заседании совета будет оцениваться пребывание вышеупомянутых лиц на своих должностях.

Все сказанное, впрочем, не относится к члену правления Эриксу Шмукстсу, который, по словам министра, профессионал своей отрасли.

В свою очередь Берзиньш сообщил, что правление LDz работало как ответственный хозяин, в предприятии все в порядке, а упреки беспочвенны. Берзиньш добавил, что недавно было заседание совета LDz, на котором рассматривались финансовые результаты предприятия и были признаны очень хорошими.

На вопрос о вероятных коррупционных действиях в предприятии Берзиньш ответил, что об этом ему ничего неизвестно.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости