Несмотря на то, что строительство железнодорожной линии Rail Baltica началось во всех трех странах Балтии, достигнуть цели и построить ее до 2026 года не получится, и строительство придется отложить на конец десятилетия, признал председатель правления предприятия Rail Baltic Estonia Тену Гринберг.
В интервью эстонскому изданию Postimees он указал, что это крайний срок, поскольку до 2030 года необходимо завершить европейскую транспортную сеть TEN-T, частью которой является также и Rail Baltica.
«До сих пор нашей целью был 2026 год, что не высечено в камне на европейском уровне. К сожалению, сейчас становится ясно, что такой график нереализуем. С одной стороны, его невозможно реализовать технически и структурно, с другой — финансирование проекта не обеспечено в полной мере», — сказал Гринберг.
По его словам, сроки проекта Rail Baltica в Эстонии сдвинулись из-за двух больших препятствий — планирование в уезде Пярну и проектирование главной трассы.
Поскольку Государственный суд Эстонии аннулировал планирование проекта в уезде Пярну, Министерство финансов Эстонии в конце года запланировало предложить новое планирование.
«Мы нашли очень хорошие альтернативы предложенному прежде маршруту. Однако они имеют и недостатки. Сейчас нам надо выбрать лучшее решение для природы. В плане времени теперь уже не имеет значения, останемся ли мы при старом коридоре или внесем в него изменения. Согласно закону, нужно снова проводить общественное обсуждение, координацию и осуществлять весь остальной процесс. Хорошо будет, если новый план будет утвержден до конца будущего года», — сказал глава Rail Baltic Estonia.
Также по теме: Фото: возле аэропорта Rīga открыта стройплощадка Rail Baltica
Изначально расходы на проект Rail Baltica, завершенный в 2018 году, планировались в размере 1,68 млрд евро. Теперь же речь идет о большей сумме.
Ожидается, что дополнительное финансирование придется запрашивать в период использования бюджета Европейского союза, который начнется в 2028 году.
И хотя первые объекты Rail Baltica в Эстонии обошлись дешевле, чем планировалось, впредь ожидается, что ситуация будет противоположной, пишет Postimees.
«На нас влияют растущие цены в строительстве, особенно это касается строительства переходов для диких животных и путепроводов. Мы также знаем, что не можем перегревать строительный рынок. Вместе с Министерством экономики и связей и транспортным департаментом мы оценили сроки проекта, чтобы убедиться, что в 2024 и 2025 году не будет неразумного объема строительства. Эстонский сектор строительства не сможет с этим справиться и последует большой рост цен. Поэтому на самом деле хорошо, что 2026 год не будет крайним сроком», — сказал Гринбергс.
Пока в Эстонии проводятся закупки и строятся переходы для диких животных и путепроводы, похоже, что Латвия и Литва продвигаются по проекту быстрее.
В Риге строится пассажирский терминал, а в Литве уже куплена вся необходимая земля от границы с Латвией до Каунаса, пишет Postimees.
Однако в ближайшее время и в Эстонии должно начаться строительство пассажирских терминалов. «Мы довольно близки к строительству терминала Юлемисте. Изначально планировалось объявить закупку в этом году, но возникли различные нюансы. Все еще необходимо согласовать подробное планирование с [Таллинским] городским самоуправлением и внести ряд технических поправок. Но в следующем году мы однозначно хотим перейти к закупкам», — сказал Гринбергс.
Несмотря на то, что проект Rail Baltica не будет завершен в поставленные ранее сроки и постоянно возникают новые проблемы, очевидно, что он больше не будет отложен на полку.
«Экскаваторы уже начали копать землю, строительство ведется во всех странах. Rail Baltica идет. Вопрос только в том, когда [железнодорожная линия будет готова] и какой будет модель финансирования», — сказал председатель правления Rail Baltic Estonia.