Введение системы распознавания лиц через камеры слежения в Латвии было бы недемократичным и задевающим права человека. С такой позицией в среду, 30 сентября, во время заседания комиссии Сейма по вопросам обороны, внутренних дел и коррупции выступили представители Бюро омбудсмена и Государственной инспекции данных (ГИД).
Юридический советник отдела по гражданским и политическим правам Бюро омбудсмена Юрис Сильченко отметил, что система распознавания лиц чаще всего встречается в авторитарных странах, например, в России или Китае. По его словам, такая система не является демократичной.
Представитель бюро указал, что система распознавания лиц фиксирует лица всех членов общества, которые попадают в поле зрения камеры, в том числе и тех людей, которые не причастны к каким-либо незаконным деяниям.
Директор ГИД Екатерина Мацук отметила, что необходимо строго разделять системы видеонаблюдения на частной территории и в общественных местах.
«Сейчас встречаются случаи, когда из частного дома ведется съемка тротуара или соседнего двора, что нарушает условия защиты данных», — указала представитель инспекции.
Подобное видеонаблюдение может вестись лишь в тех случаях, когда жители поселка или соседи договорились о видеонаблюдении на территории.
Кроме того, представитель ГИД указала, что эти видео публикуются в интернете, что является неверным с точки зрения демократии и права.
В таких случаях нарушаются права человека, поскольку при публикации видеоматериалов зачастую попавшее на камеру лицо фактически объявляется виновным в совершении преступного деяния или какого-либо иного нарушения.
Министр внутренних дел Сандис Гиргенс летом прошлого года вместе с тогдашним министром экономики Ральфом Немиро обсуждали возможность создания в Латвии единой сети камер видеонаблюдения с встроенной системой распознавания лиц.
Гиргенс тогда заявил, что подобная сеть стала бы мощным инструментом в руках полиции, который способствовал бы раскрытию и предотвращению преступлений.
«Как показывает опыт, в местах установки подобных систем существенно снижается число нарушений», — указал министр внутренних дел.
Министры договорились о создании рабочей группы, которая должна была подготовить решение для внедрения такой сети. Пресс-секретарь Госполиции Илзе Юревица летом прошлого года сообщила, что у полиции нет сети видеонаблюдений, но полиция для раскрытия преступлений использует записи с камер слежения частных лиц, предприятий, госучреждений и муниципальной полиции.
Сейчас самая большая в Латвии сеть камер видеонаблбдений для борьбы с преступностью и слежения за порядком имеется у Рижской муниципальной полиции. Представитель полиции самоуправления Томс Садовскис сообщил, что сейчас в распоряжении Центра видеонаблюдения Рижской муниципальной полиции имеется около 150 камер, установленных на улицах, в парках, туннелях и на мостах. Наблюдение ведется через интернет. При необходимости он-лайн можно подключиться еще к десяткам других камер, размещенных возле рижских образовательных учреждений.