Сообщения представителей ведущих участников рынка или организаций об ожидающемся росте цен в практике Конкурентного права могут восприниматься как сигнал к тому, чтобы весь рынок повышал цены, а это, в свою очередь, может стать поводом к расследованию нарушения в сфере конкуренции, поясняет председатель Совета по конкуренции Скайдрите Абрама.
«Хоть в конце года и естественны разговоры и прогнозы о тенденциях нового года в стране, однако нельзя оставлять без внимания поднятый в публичном пространстве ажиотаж по поводу роста цен в той или иной отрасли. Прямо как в хоре, стараясь перепеть друг друга, отдельные представители пищевой промышленности и даже Института агроресурсов и экономики говорили, что в 2017 году нас ждет неизбежный рост цен в разных группах продуктов питания, и таким образом лишь продолжали подогревать в публичном пространстве ожидание неизбежного роста цен. А каждая такая новость в публичном пространстве может спровоцировать нежелательный лавинообразный эффект», — говорит Абрама.
С подобной вестью выступил и вице-президент по вопросам стратегии и развития бизнеса Food Union Нормундс Станевичс: «Если в 2016 году латвийский потребитель наслаждался очень дешевыми молочным продуктами, то в следующем году его ждет рост цен, причиной которого является рост закупочных цен на молоко».
«Можно лишь поприветствовать, что часть крестьян нашли хорошие рынки сбыта, где лучше платят за вложенный труд и произведенное ценное сырье. Но неужели это неизбежно означает, что латвийским покупателям за продукты питания на полках магазинов или на рынках придется платит существенно, пропорционально больше? Мой ответ — нет. И могу его обосновать проведенными Советом по конкуренции исследованиями, в ходе которых анализировалось то, как меняются расходы и цены в цепи поставки продуктов питания – от закупки сырья до магазинной полки», — поясняет Абрама.
В прошлом году исследование о динамике цен от свежего молока до конечных молочных продуктов показало, что при росте расходов на свежее молоко не обязательно пропорционально будут расти цены переработчиков.
А другое исследование, проведенное также Советом по конкуренции в 2016 году, показало, что в структуре экспорта молочных продуктов все еще доминируют малообработанные молочные продукты. Поэтому на закупочные цены на свежее молоко в Латвии негативно влияет неспособность перерабатывающих предприятий рентабельно сбывать произведенную продукцию и, соответственно, больше платить крестьянам за свежее молоко.
Председательница говорит, что мы не живем в закрытом рыке, и в Латвии уже существенная доля импорта равноценных молочных продуктов, которые в случае значительного подорожания смогут заменить местную продукцию.
Она не видит повода драматизировать якобы неизбежное подорожание продуктов питания в розничной торговле и подогревать в жителях ожидание неизбежного роста цен. По мнению Абрамы, ранее упоминавшиеся соображения о корреляциях цен на сырье и конечный продукт и наличие заменителей не дают повода для выраженного в декабре в СМИ беспокойства в связи с ростом цен на «неестественно дешевые» хлеб, масло, апельсины, кофе и другие продукты. Нет никакого экономического основания считать, что проблемы с урожаем бобов кофе робуста приведут к дефициту на рынке кофе, и поэтому жителям ни в коем случае на надо торопиться делать запасы этого продукты, пояснила Абрама.
Ref:224.112.112.5397