Рост возможен только на густонаселенных территориях, считает старший экономист банка Nordea Андрис Страздс.
«Утопично считать, что предприниматели оправятся на село и в маленькие города и там будут создавать предприятия и рабочие места, этого никогда не будет», – сказал экономист. Может реализоваться другая тенденция – люди, молодежь отправятся в более населенные места, где встречается критическая масса, то есть имеется инфраструктура, социальная инфраструктура и есть достаточное количество людей, чтобы у предпринимателя была возможность выбрать потенциальных работников, и чтобы он мог открыть небольшое производство, например, с 50 работниками.
По словам Страздса, трудно представить, что на селе, на расстоянии 100-150 км от Риги кто-то начнет создавать свое производство и там начнется огромный экономический подъем.
«К сожалению, людям из села и малонаселенных районов приходится ехать в города, поскольку в них есть работа, предприятия и инфраструктура, здесь можно вести экспортную предпринимательскую деятельность», – сказал экономист. Во всем мире города являются самым эффективным методом организации хозяйственной и социальной жизни, города – это места, в которых происходят инновации, добавил эксперт.
«Синдром хутора – один из признаков, мешающих более стремительному рывку и развитию», – считает Страздс. В Латвии удельный вес жителей сельской местности в два раза выше, чем в развитых странах, поэтому еще одна часть населения должна переселиться в города. В будущем конкурентоспособность на селе смогут сохранить только крупные хозяйства. Мелкие не будут конкурентоспособны, если только они не специализируются на какой-либо инновационной нише», – отметил экономист.
В Латвии удельный вес соискателей работы до сих пор составляет около 15%, однако Страздс не верит, что в стране именно такой процент незанятого населения. «Можно поверить, что в Латвии 8% или 10% незанятых по различным историческим причинам и из-за политических ошибок, допущенных в 90-е годы, но до сих пор есть довольно большой процент жителей, которых задела структурная безработица. Причем структурная безработица связана не только с профессией или навыками, существует и географическая структурная безработица. Например, навыки жителя Скрунды в этом городе не нужны, зато востребованы в Риге, однако человек не имеет возможности переселиться в Ригу и начать работать в столице. Это история о пособиях по переселению», – отметил старший экономист Nordea.
Страздс поддерживает идею о пособии по переселению и частично согласен с утверждением, что таким образом можно удержать людей в Латвии, поскольку довольно часто люди из Латгале, не останавливаясь в Риге, уезжают в Великобританию, Ирландию, Скандинавию или Германию.
Ref: 104.108.108.2915