Система электронных расчетов в общественном транспорте Риги зависит от двух крупных поставщиков, которых контролирует предприниматель, связанный с работником Rīgas karte Александром Брандавсом. Об этом сообщает телепередача De facto, располагающая аудитом Rīgas karte.
Принадлежащее Rīgas satiksme и французскому инвестору Conduent предприятие Rīgas karte свой бизнес строило на двух фирмах, и за пять лет это обошлось Rīgas karte в 76 млн евро или в две трети расходов этого периода, передает LTV.
По мнению аудиторов, есть риск, что зависимость от этих фирм будет лишь расти. В заключении сказано, что Rīgas satiksme должно предотвратить это.
De facto сообщает, что обслуживание системы эл. талонов с самого начала создано непрозрачной. Брандавс ушел из правления Rīgas karte этой весной, после того как Бюро по предотвращению и борьбе с коррупией заподозрило его во взяткодательстве при закупках, связанных с перевозками на микроавтобусах. Аудит свидетельствует от том, что у Брандавса по-прежнему есть должность в Rīgas kartе и он там поплучает зарплату.
Журналисты отмечают, что у Брандавса по-прежнему есть и неофициальные связи в Rīgas kartе: сын главного бухгалтера этого предприятия Юрис Мистерс является членом правления нескольких предприятий Брандавса или его отца.
Rīgas karte сотрудничает предприяиями BMS Tehnoloģija и Burlat. Весной 2008 года Rīgas karte заключило с BMS Tehnoloģija договор на 53 млн о введении эл. билетов. Сейчас это предприятие содержит систему оплаты парковок, продает смарт-билеты на рижский общественный транспорт и оказывает прочие услуги Рижскому муниципалитету.
В 2010 году содержанием автоматов эл. талонов занялось предприятие Burlat. Аудиторы не смогли понять, почему. Они полагают, что со временем Rīgas karte будет еще больше зависеть от обоих поставщиков.
Аудиторы указали также на необоснованные наценки, простой техники и «раздутые» почасовые ставки, которые многократно превышают принятые в отрасли.
De facto сравнила: топливо обошлось Rīgas satiksme дешевле, чем услуги Rīgas karte, на которые в прошлом году потребовалось 28 млн евро.
Аудиторы пришли к выводу, что Rīgas kartе — всего лишь посредник между Rīgas satiksmе и его субподрядчиками. Прибыль Rīgas karte — наценка, и в прошлом году она составляла 26%, что, по подсчетам аудиторов, в 7 раз превышает рыночный уровень. Если бы этой наценки не было, тогда Rīgas satiksme в прошлом году сэкономило бы 5 млн евро, подсчитали аудиторы.
Аудиторы полагают, что за субподрядчиков переплачивает и само Rīgas karte. Например, на бумажные эл. талоны предприятие ежегодно тратит порядка 3 млн евро. Поставляемые Burlat карточки стоят 45 центов, тогда как в Интернете их можно найти по цене минимум в два раза ниже.
Аудит показал, что установка и содержание системы электронных билетов обходится примерно в 195 евро в час, что более чем в десять раз больше, чем в среднем по отрасли.
Договор Rīgas satiksme с Rīgas kartе заканчивается в конце 2020 года, и аудиторы советуют Rīgas satiksme взять в свои руки систему эл. талонов.
Временный председатель правления Rīgas satiksme Эрнестс Саулитис пояснил De facto, что в предприятии создана рабочая группа и она до конца года придумает, что делать с системой эл. талонов. При этом он подчеркнул, что этот вопрос должно будет решать новое, постоянное правление.
De facto напоминает, что Rīgas karte после 2020 года никуда не исчезнет: у предприятия до 2025 года действует договор об обслужовании парковочных автоматов.