Проведенное оператором мобильной связи Tele2 исследование опыта людей во время #оставайсядома показало, что TOП-5 вещей, которые они освоили во время кризиса из-за коронавируса, это использование звонков в режиме видеоконференции (19%), просмотр концертов и спектаклей в цифровой среде (18%), занятия спортом в домашних условиях (17%), планирование времени (17%), а также планирование доходов и расходов (16%).
Интересно, что ощутимо чаще, чем другие группы общества, именно пожилые люди признают, что освоили и оценили возможности смотреть концерты и спектакли в цифровой среде, а также навыки пользования социальными сетями. В свою очередь молодые люди и представители среднего поколения гораздо больше, чем другие группы, осваивали занятия спортом в домашних условиях и планирование времени.
«Пандемия COVID-19 фактически заставила многих приспособиться к новым условиям и освоить навыки, которые ранее были не нужны или казались маловажными. Цифровые навыки на личном уровне, безусловно, были тем, что многим людям пришлось совершенствовать или осваивать заново в первую очередь. Это, в свою очередь, способствовало солидарности между поколениями, потому что пожилые люди осваивали навыки у молодых людей, например, как пользоваться социальными сетями и различными приложениями, а молодые люди получили представление о буднях своих родителей, бабушек и дедушек. Такой обмен навыками между поколениями может иметь далеко идущие положительные последствия, потому что разные элементы социальной напряженности проявляются именно в возрастном измерении, – говорит экономический антрополог Андрис Шуваев. – Но адаптация и обучение происходили также в бизнес-секторе – компании открыли интернет-магазины, сменили профиль бизнес-деятельности и внесли изменения в процесс обслуживания клиентов. Актуален вопрос, насколько сильное влияние это будет иметь для нашей повседневной жизни и процессов в будущем, когда ситуация нормализуется».
«В то же время следует отметить, что важно обратить внимание и на тот круг людей, будни которых во время пандемии не изменились, потому что они свою работу не могли выполнять удаленно – это работники торговли, врачи, водители общественного транспорта и т.д. Пандемия продемонстрировала, насколько важны навыки этих людей, и было бы неправильно забыть об их нуждах, планируя будущее», – добавляет А. Шуваев.
Исследование также показало, что у 72% населения появилась возможность посвящать больше времени вещам, которым до этого не удавалось уделять достаточно много внимания. В большинстве своем это очень практичные вещи, связанные с домашней работой, семьей и отношениями.
«Нас, Tele2, это время тоже заставило измениться. Мы уже с середины марта работаем в удаленном режиме, и почти два месяца наши специалисты по обслуживанию клиентов оказывали услуги, работая из дома. Это время заставило нас намного быстрее реализовать, например, различные цифровые проекты, чтобы успешно обеспечивать мобильный сервис и доставку устройств клиентам, – отмечает коммерческий директор Tele2 Райво Рост. – Большинство этих новых вещей и проектов прочно войдут в нашу жизнь, потому что мы видим, что они функционируют очень хорошо, а также облегчают и нашу жизнь, и жизнь клиентов».
Чтобы узнать, как во время чрезвычайного положения в Латвии изменились навыки людей, оператор мобильной связи Tele2 провел исследование опыта жителей во время #оставайсядома в сотрудничестве с Norstat в начале мая этого года, в нем приняли участие 1 011 респондентов.