Комиссия по решению потребительских споров в 2019 году получила 176 заявлений, что на 58 заявлений больше, чем в 2018 году, сообщила руководитель отделения информирования потребителей и коммуникаций Санта Заране.
В 2019 году больше всего заявлений было получено по претензиям, связанным с соответствием товара условиям договоров. Наибольшее число заявлений получено в связи с претензиями (всего 94 заявления) о соответствии товара условиям договора. Второе наибольшее число жалоб (в целом 47 заявлений) было связано с 30-й статьей «Закона о защите прав потребителей», определяющей права потребителя в случаях, если товар или услуга не доставляются в установленный срок, сообщила Заране.
Она также пояснила, что из полученных 176 заявлений в 14 случаях споры решились до созыва заседания комиссии, то есть коммерсант выполнил требование потребителя или предложил альтернативное решение, с которым потребитель согласился. В 139 случаях были организованы заседания комиссии, из которых в 115 случаях комиссия принимала решение об удовлетворении требования потребителей к коммерсантам. В 16 случаях требования потребителей были отклонены, а в восьми случаях рассмотрение споров было завершено из-за недостатка доказательств.
Она также отметила, что для обоснования своего мнения при решении таких споров через комиссию потребители и коммерсанты все более активно используют возможность предоставить доказательства для обоснования своего мнения.
В 2019 году комиссии были поданы видеоматериалы, фотографии, письменные заключения специалистов и заключения экспертиз. Потребители также используют возможность продемонстрировать товары комиссии. Заране рассказала, что комиссии показывались в том числе такие предметы, как газонокосилки, обувь, пальто, шелковый комплект белья, кожаный кошелек, кожаный ремень, мобильные телефоны и прочие вещи, что позволило членам комиссии оценить товар и дефекты.
Читайте также: Латвия и Беларусь будут сотрудничать в сфере защиты прав потребителей
Комиссия — это внесудебный механизм решения споров, созданный для того, чтобы у потребителей была возможность решить свой спор с продавцом или с поставщиком услуг бесплатно, быстрее и эффективнее, чем при рассмотрении спора в суде. И хотя решения комиссии имеют лишь рекомендательный характер, если коммерсант не выполнит решение в течение 30 дней, он будет внесен в черный список, опубликованный на сайте Центра защиты прав потребителей, сообщила Заране.