Литовские законодатели стремятся к более мягкому отношению к физическому наказанию детей родителями. В последние годы в Литве действовало жесткое законодательство по норвежскому образцу, однако изъятие ребенка после публичной порки вынудило законодателей думать иначе.
В начале 2017 года литовскую общественность шокировал случай, когда был зверски избит и скончался от телесных повреждений 4-летний ребенок. Произошедшее побудило государство запретить физическое наказание детей.
А в конце 2018 года в Каунасе мать прилюдно отшлепала своего ребенка. Это привело к тому, что Каунасский департамент благосостояния детей принял решение отнять ребенка у матери. В ответ последовала реакция общественности, особенно консервативно настроенных активистов, считающих, что Литва дошла до чрезмерно либерального законодательства по правам детей.
Прислушавшись к критике, Сейм Литвы на этой неделе с большим перевесом голосов поддержал новые поправки в Закон об основах защиты прав детей. Прежде чем принять окончательное решение, законодатели посвятят несколько недель обсуждению с семейными и прочими общественными организациями, а также со специалистами.
«То, что мы видим, это столкновение двух подходов к решению проблемы. Согласно одному из них государство должно иметь право на широкое вмешательство, когда речь идет о воспитании ребенка. А другой, кстати, поддерживаемый мной, защищает представление о том, что семья является основной ячейкой нашего общества и что 98% семей хорошо справляются со своими проблемами. Поэтому я склонен поддерживать наши семьи и мнение о том, что государство должно вмешиваться в семьи как можно меньше», — объяснил ситуацию депутат, «консерватор» Йонас Дагис.
Суть поправок — не торопиться с изъятием ребенка из семьи.
Термин «физическое насилие» будет обозначать только такие действия, которые причиняют серьезную боль. Это означает, что хватать ребенка за ухо, что, пожалуй, является наиболее распространенной мерой физического наказания в литовских семьях, в новой редакции закона станет приемлемым действием.
Кроме того, поправки запрещают родителям доверять присмотр за ребенком брату или сестре младше 14 лет. Также будет сильно ограничен круг лиц, которые смогут принимать от имени государства такие важные решения по правам ребенка, как, например, его изъятие из семьи.