В Юридической комиссии Сейма рассматриваются поправки Министерства юстиции к Уголовному кодексу ЛР, которые предусматривают проведение самой важной реформы со времен восстановления независимости, и которые, как сказал в интервью BNN представитель комиссии, депутат Андрей Юдин, будут способствовать повышению безопасности населения.
«Пока поправки только рассматриваются. Они очень объемные, примерно на 80 страницах, но уже сейчас можно сказать, что оснований для беспокойств об угрозе безопасности или об увеличении уровня преступности нет. Главная цель поправок – добиться того, чтобы вид наказания соответствовал совершенному преступлению, а поскольку поправок очень много, нам необходимо тщательно изучить абсолютно все, чтобы непринятие одной части поправок не сказалось бы негативно на всех поправках в целом», – сказал Юдин.
Поправки четко определят цель наказаний за уголовные преступления, то есть необходимо не просто наказывать конкретное лицо, но и восстановить правосудие, защищать общество, удержать других от совершения преступления. Поправки предусматривают введение альтернативных видов наказания и существенно снизят максимальные и минимальные границы наказания, особенно в области имущественных преступлений, где срок наказания будет уменьшен в среднем на 40%. В будущем это позволит сократить количество заключенных в тюрьмах в среднем на 30%. Однако суровое наказание сохранится за преступления, связанные с угрозой жизни и здоровью человека, наркотиками или внутренними органами. Эти преступления несут реальную угрозу для общества.
Арест планируется заменить новым видом лишения свободы – кратковременным лишением свободы от 15 суток до трех месяцев в зависимости от состава преступления.
Цель законопроекта – не добиться изменения классификации преступлений за счет сокращения сроков лишения свободы, а обеспечить меру наказания, соответствующую тяжести преступления. Это означает, что за менее тяжкое преступление будет применяться наказание в виде принудительных работ или денежный штраф, и лишь в особых случаях мерой пресечения будет лишение свободы.
«Бывают случаи, когда назначенное наказание несоизмеримо большое, но на самом деле такие наказания не применяются в максимальном объеме, поэтому возникает вопрос: зачем их сохранять? Стоит отметить, что у суда до сих пор есть право самостоятельно решить, какую меру пресечения назначить. Допускаю, что кто-то скажет, что это необходимо, чтобы разгрузить тюрьмы, но на самом деле поправки очень хорошие и наоборот увеличат безопасность. Также бытует мнение, что большое наказание является более эффективным, но это не так. Человек, арестованный на долгий срок, теряет навыки и умения, не может найти работу, создать семью, из-за чего нередко вынужден пойти на повторное преступление, чтобы снова вернуться под тюремное заключение, где ему было лучше», – пояснил Юдин.
На вопрос, не будут ли поправки способствовать ситуации, когда преступники, не боясь наказания, будут совершать повторные преступления все чаще и чаще, Юдин заверил, что этого не произойдет, поскольку ни один преступник перед совершением преступления не читает Уголовный кодекс и не думает: «За это нарушение грозит 8 лет тюрьмы, так что это я делать не буду».
«Даже, когда мы предложили применять в качестве наказания принудительные работы, в обществе царило возмущение, но теперь мы видим, что это хороший вид наказания. Вместо того, чтобы сидеть в тюрьме, человек работает на пользу общества», – сказал агентству новостей BNN представитель Юридической комиссии Сейма.
Он предложил жителям присылать ему на электронную почту [email protected] свои предложения о том, как улучшить Уголовный кодекс, чтобы сделать его более эффективным.
Ref: 102.108.104.135