Пора привлечь внимание негосударственных организаций (НГО) и общественности к весьма необдуманному, не обсуждавшемуся в обществе решению с непредсказуемыми последствиями, принятому Министерством образования и науки, — с августа 2017 года реорганизовать RPIVA (Рижская академия педагогики и управления образованием), присоединив ее к Латвийскому университету (ЛУ), что якобы нужно, чтобы осуществить концентрацию ресурсов и добиться максимально эффективного расхода бюджетных средств, пишет портал procesilatvija.lv.
«Как человек, который был вовлечен в процесс ликвидации Латвийской полицейской академии, я понимаю содержательные и организаторские проблемы высшего образования, которые не решаются административными методами. Ликвидация Латвийской полицейской академии как высшего учебного заведения привела к нехватке квалифицированных специалистов и к недостаточному профессионализму нынешних специалистов, которых готовят в колледже», — пишет лектор юридического факультета RSU, член Латвийского объединения юристов Барба Гиргенсоне.
Она поясняет, что нехватка специализированных учебных заведений, обеспечивающих углубленное профессиональное, а не высшее академическое образование, и объединяющих отраслевых специалистов как преподавателей, студентов, повышающих квалификацию, создает всеобщую социальную напряженность, некомпетентность отраслевых структур, что вызывает всеохватывающее бессилие и нежелание решать актуальные для отрасли проблемы.
«Специфика Латвии как небольшого государства порождает спрос на специализированные небольшие высшие учебные заведения, которые обеспечивают освоение программам профессионального бакалавриата и магистратуры, а также возможность повышать профессиональную квалификацию посредством программ пожизненного образования. Программы таких вузов гибкие и конкурентоспособные в условиях глобализации. Их разрабатывали и реализуют практикующие отраслевые специалисты. Эти программы соответствуют основным принципам Болонского процесса. Невозможно согласиться с утверждением Минобрнауки, что консолидация вузов — актуальная практика в Европе, цель которой (практики) — добиться эффективного использования ограниченных ресурсов, повысить качество обучения и исследовательской деятельности и повышать конкурентоспособность вузов», — поясняет Гиргенсоне.
Гиргенсоне считает, что такое утверждение подходит для академических учебных заведений, которые занимаются в основном научными исследованиями, а отрасли, как показывает успешная деятельность RPIVA с 1994 года, необходимы подготовленные в профессии практики.
«Не буду отрицать значение педагогического факультета Латвийского университета как академического вуза высоких стандартов в качественном предоставлении педагогического образования, но хочу обратить внимание на специфику и значение академического и профессионального высшего образования в конкретной отрасли. В этой связи под высшим профессиональным образованием следует понимать не программы вузов, а возможности их реализации в специализированном небольшом вузе, где доценты — профессионалы, которые совмещают свою академическую деятельность с практической деятельностью в образовательных учреждениях. Поэтому, учитывая все вышесказанное, необходимо категорически настаивать на актуализации вопроса — привлечении негосударственных организаций и масс-медиа, а также на оценке отрасли на муниципальном и правительственном уровнях», — поясняет Гиргенсоне.
Как уже сообщалось, Минобрнауки решило реорганизовать RPIVA, присоединив ее к ЛУ. Как подтвердили в ведомстве, это необходимо, чтобы осуществить концентрацию ресурсов и добиться максимально эффективного расхода бюджетных средств.
Ref:224.112.112.5480