Зигзаги карьеры Берзиньша. От афер пароходства до теплого места в LDz

Эдвинс Берзиньш

Тень подозрений в связи с мошенничеством в размере 5 миллионов. Зигзаги карьеры заботами Лембергса. Секретная «мировая» после того, как Аугулис (СЗК) оказался в Министерстве сообщения. Незаконное положение монополиста в отрасли. Что на самом деле скрывается за безупречной репутацией шефа Latvijas dzelzceļš?

Жалобы, судопроизводства и нарушенная директива ЕС

Эдвинс Берзиньш стал шефом LDz в конце февраля 2016 года. В качестве главного обязательства и его первой задачей было обозначено обеспечение полного соответствия деятельности предприятия требованиям европейской директивы и поправок к закону «О железной дороге». Это касалось как тарифных вопросов, так и предложений о формировании платы за инфраструктуру. Важным было и пересмотрение объема внутренних перевозок и их повышение, прокомментировала назначение Берзиньша в должность одна из членов Номинационного комитета Джинета Иннуса.

Однако с течением времени выполнение задач Берзиньшем застопорилось. С тех пор как LDz руководит Берзиньш, по поводу деятельности предприятия поступало множество жалоб от участников отрасли, имеется несколько активных судопроизводств, в Совете по конкуренции начато дело о возможном злостном использовании LDz и LDz Cargo доминирующего положения. Через двенадцать лет после открытия рынка перевозок железнодорожных грузов в ЕС в Латвии это до сих пор не сделано, таким образом, нарушена директива Европейской комиссии.

Директор администрации Государственной железной дороги Юрис Иесалниекс высказал опасения и предупреждение о том, что для Латвии эта не сделанная работа может обернуться серьезными последствиями со стороны Европейской комиссии. У работающих в транспортной отрасли предприятий имеется множество различных возражений по поводу политики, которой придерживается LDz, однако шеф Ldz Берзиньш на них не реагирует.

Относительно назначения Берзиньша на должность до сих пор существует множество вопросов без ответов. Первый и основной – почему руководство таким важным, связанным с государственной безопасностью предприятием было доверено человеку с серьезными проблемами репутации?

Ответственные должностные лица не могли не знать, что бывшего члена правления Latvijas kuģniecība (LK) и руководителя Юридического отдела Эдвина Берзиньша вместе с другими физическими и юридическими лицами обвиняют в незаконном получении средств в размере 5 миллионов долларов США от зарегистрированного в Либерии дочернего предприятия LK Latmar Holdings Corporation. Лондонский суд по этому делу уже принял неблагоприятное для Берзиньша решение, а Юрмальский суд, в котором дело оказалось в 2013 году, постановил, что Берзиньш должен заплатить Latmar 145 000 фунтов за судебные расходы за рубежом. К тому же, судебный процесс состоялся в связи с типичным должностным преступлением. Как следует из материалов дела, LK использовало поддельные договоры о консультациях с офшорными фирмами, которые в реальности никаких консультаций не предоставляли. Часть денег была перечислена уже до заключения договора, к тому же, одного из «консультантов» LK – Media Focus представляла в международном масштабе печально известная в связи со схемами отмывания денег Лана Замба. Маловероятно, что Эдвинс Берзиньш, который контролировал все договоры, не знал, что участвует в мошеннической афере. Также маловероятно, что этого не знали люди, которые выдвинули его на должность шефа LDz. Поэтому актуализируется вопрос: кому это было выгодно?

Тень Айвара Лембергса

Во время упомянутого скандала с мошенничеством LK еще контролировал так называемый «лагерь Лембергса». И одна из замешанных в скандале с Latmar офшорных фирм – австрийское предприятие Arindal Beteiligungsverwaltungs GMBH, в которое были перечислены пять платежей, каждый в размере 960 000 долларов, 100% принадлежало Якобу Хиршбеку, который в иске Latmar упоминается как уполномоченный семейных трастов мэра Вентспилса Айвара Лембергса. Формируется интересная цепочка – из контролируемого Лембергсом LK почти пять миллионов в результате мошеннической схемы перечисляются на офшорную фирму, принадлежащую уполномоченному лицу Лембергса, а руку на пульсе сделки держит человек, который позднее с благословения Министерства сообщения, находящегося под влиянием того же Лембергса и контролируемого СЗК, становится председателем правления Latvijas dzelzceļš. Однако это не единственное интересное совпадение.

Предыдущего председателя правления LDz Угиса Магониса задержали в августе 2015 года. Тогда министром сообщения был Анрийс Матисс. Исполняющим обязанности руководителя LDz стал Айварс Стракша, и за кулисами не сомневались, что он станет следующим руководителем LDz. Однако в феврале 2016 года министром сообщения стал Угис Аугулис, и ситуация изменилась. Министерство оказалось под полным контролем СЗК, по неофициальной информации, в большой мере тон там задавали интересы Айвара Лембергса, и уже в конце февраля на должность руководителя LDz был назначен Эдвинс Берзиньш. Практически в то же время втайне была заключена мировая в скандале с мошенничеством с Latmar.

Мошенничество с налогами репутацию не портит

Когда Улдис Аугулис был министром, руководителем LDz loģistika стал связанный с Айваром Лембергсом Вернерс Лусис, которого учреждения власти Польши обвиняют в мошенничестве с НДС на сумму более 48 млн. С Лембергсом Лусис связан по меньшей мере с 2005 года, когда он стал членом правления на АО Ventbunkers, который тогда еще был под контролем Лембергса. Известно, они в том же году в Копенгагене обсуждали также не очень законные рычаги влияния, связанные с бизнесом, и этот разговор, который был записан датским партнером Бюро по защите Конституции, приобщен к уголовному делу А. Лембергса.

С именем Лусиса связано и своеобразное понимание хорошей репутации LDz. После задержания в Литве Лусис подал в отставку с должности руководителя LDz loģistika, мотивируя это тем, что такое решение он принял из-за репутации концерна. Однако практически сразу же после этого Лусис заботами шефа LDz Берзиньша был устроен на дочернее предприятие LDz – LDz Cargo с окладом 3 500 евро. Инициатива назначить Лусиса председателем правления LDz loģistika в свое время исходила со стороны Эдвина Берзиньша, и на том, чтобы Лусис остался в LDz Cargo, настаивал именно он. Напрашивается вывод, что председателя правления LDz проблемы репутации Лусиса и вред концерну не волновали.

Миллион там, миллион тут

На недвусмысленную связь LDz с Вентспилсом указывают и грандиозные рекламные и спонсорские договоры предприятия, которые невозможно было заключить без утверждения Эдвинса Берзиньша. LDz называет информацию о рекламных договорах коммерческой тайной, и полная информация по ним недоступна. Эти рекламные договоры также были одной из причин, по которым министр сообщения Талис Линкайтс выразил недоверие правлению LDz. Министр пришел к выводу, что многие рекламные и маркетинговые договоры не связаны с хозяйственной деятельностью компании.

Появилась информация, что в LDz были совершены коррупционные действия с арендой принадлежащих LDz Cargo железнодорожных вагонов, что, возможно, совершено с получением средств обманным путем.

С хозяйственной деятельностью связана так и не построенная противошумовая защитная стена на станции «Шкиротава», которую LDz шесть лет назад решило строить, не объявляя конкурса. Предприятие перечислило фирме Composite Constructions полмиллиона евро в качестве аванса, фирма перечислила деньги двум другим предприятиям, зарегистрированным в Гонконге, и все. Стены нет, денег тоже, а европейское софинансирование LDz пришлось вернуть. Сделка состоялась, когда Эдвинс Берзиньш еще сидел в кресле члена правления, а у руля LDz стоял Угис Магонис. Однако почему же LDz понадобилось четыре года, чтобы после объявления о неплатежеспособности Composite Constructions начать интересоваться возможностями вернуть деньги? За это время полмиллиона уже давно уплыли в неизвестном направлении, и возможности вернуть их нет. Одна из версий – LDz по прошествии такого большого отрезка времени начало борьбу за статус кредитора только для того, чтобы не были привлечены к ответственности соответствующие должностные лица. Появилась информация, что в LDz были совершены коррупционные действия с арендой принадлежащих LDz Cargo железнодорожных вагонов, что, возможно, совершено с получением средств обманным путем.

Атака подконтрольных Лембергсу медиа

Очевидно, что у министра сообщения было достаточно причин, чтобы высказать недоверие правлению LDz, однако его поначалу активные действия, направленные на борьбу с возможной коррупцией и мошенничеством, поутихли. Не исключено, что это связано с массивной кампанией против него, развернутой в медиа, которые контролирует Айварс Лембергс. Такие газеты, как Neatkarīgā rīta avīze и Ventas balss, точка зрения которых обычно совпадает с точкой зрения Лембергса, не отражают подозрительные сделки и действия Latvijas dzelzceļš вразрез с интересами большой части предпринимателей в транспортной сфере, зато с увлечением «бьют» самого большого оппонента А. Лембергса – dr. Рудольфа Мерони, стараясь «пришить» ему все возможные грехи. Однако то, что руками LDz тянутся ко дну все работающие в Вентспилсском порту предприятия, связанные с транзитом, означает то, что и Вентспилс тянут ко дну. Ведь именно эти предприятия своими налогами приносят большую часть денег в казну Вентспилса. Например, AО Baltijas ekspresis в 2018 году было самым крупным плательщиком подоходного налога с населения на одного занятого в Вентспилсе. К сожалению, создается впечатление, что LDz и его дочернее предприятие LDz Cargo делают все, чтобы снизить конкурентоспособность этого предприятия. Кажется, что это госпредприятие, которое через свое дочернее предприятие занимается грузоперевозками (управляющему инфраструктурой это запрещено), не может пережить, что часть рынка LDz Cargo с 70% сократилась до 66%, а у Baltijas ekspresis увеличилась с 14% до 22%. Возможно, это и является одной из причин истерии, которая наблюдается в настоящее время.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости