Линас Егелевичюс
Президент Литвы Гитанас Науседа на этой неделе отмечает первые сто дней своего пребывания в этой должности. И его сторонники, и аналитики, готовые «укусить», согласны с тем, что он ничего не испортил, хотя некоторые недовольны его конформностью по отношению к правящему Союзу крестьян и «зеленых».
Более доступный в плане общения, чем предшественница
В ответ на просьбу выразить свое мнение о 100 днях Науседы [в должности президента] Лаурас Белинис, профессор каунасского Университета им. Витаутаса Великого, назвал ее «сложной».
«Что мне, безусловно, нравится в новом президенте, так это то, что он очень доступен в плане общения и говорит со всеми. Это не было характерно для его предшественницы (Даля Грибаускайте. — Л. Е.), которая была весьма притязательна в выборе людей, с которыми будет говорить», — сказал Белинис BNN.
Ученый не мог вспомнить ни одной ошибки, допущенной Науседой за первые сто дней.
«Да, он посетил ближайших соседей Литвы — Латвию и Польшу; да, он сумел не испортить отношения с Сеймом и правительством, хотя, допустим, некоторые ожидали более жесткой позиции. Похоже, что Науседа хочет сблизиться со всеми, прежде чем станет жестче, особенно перед обсуждением нового бюджета и так далее», — подчеркнул Белинис.
Признаки слабости?
Главный корреспондент и аналитик ежедневной газеты Lietuvos Rytas Витаутас Бруверис также усмотрел факт предсказуемости Науседы при исполнении служебных обязанностей.
«Переход был гладким, и он избегал любых потрясений, вражды и конфликтов», — сказал Бруверис BNN. Однако он подчеркнул, что президентство Науседы оказывается таким, как он предупреждал перед выборами: Науседа пока выглядит слабым.
«Если в ближайшие месяцы ничего не изменится, то мы можем увидеть на должности одного из самых слабых президентов в истории Литвы. С этой точки зрения его президентство может быть слабее, чем второй срок Валдаса Адамкуса, запомнившийся его недостаточной активностью и неспособностью вносить изменения», — подчеркнул Бруверис.
«Первые сто дней только усилили такое убеждение. Как и его предшественница Даля Грибаускайте, он с самого начала поддерживал всех наиболее важных государственных должностных лиц. Посмотрите, никаких серьезных изменений не произошло в правительстве, судебной власти и правоохранительных органах», — добавил Бруверис.
Новый президент предпочитает спокойное плавание
По его словам, Науседа упустил отличный шанс продемонстрировать свой жесткий характер и решимость что-то изменить.
«Произвел хотя бы небольшие кадровые перестановки в правительстве, но Науседа воздержался от этого, объяснив, что стабильность для него важнее всего», — сказал аналитик.
«С одной стороны, можно понять такую конформность, так как любые серьезные изменения в правительстве, возможно, могли привести к хаосу и шумихе перед новыми парламентскими выборами следующей осенью. Но, с другой стороны, это указывает на то, что ему не хватает решимости разобраться со многими проблемами», — отметил Бруверис.
Возможно, самым громким заявлением, которое Науседа сделал в течение своих первых ста дней, был призыв строить «государство всеобщего благоденствия», отметил Бруверис, но подчеркнул, что оно носит декларативный характер, то есть без четкого плана или развернутой программы.
Во внешней политике, Брувериса «удивили» попытки Науседы сделать более дружественными отношения с Беларусью.
«Его рассказ о том, что Литва должна помочь Беларуси, чтобы она оставалась независимой от России, насколько это возможно в нынешних обстоятельствах, звучит для меня наивно и даже опасно. Любое заигрывание с любой автократией опасно», — убежден Бруверис.
Президент заигрывал с крайними правыми?
По его словам, неспособность Науседы занять четкую и твердую позицию в скандале, связанном со снятием мемориальной доски офицера Йонаса Норейки в центре Вильнюса также продемонстрировала слабость Науседы.
«Вместо того чтобы подготовить какую-нибудь тактику, вместо того чтобы сказать, за кем должно быть последнее слово в этом вопросе – за государством или муниципалитетами, Науседа обменивался упреками с мэром Вильнюса Ремигиюсом Шимашюсом и заигрывал с крайними правыми группами», — аналитик заметил Lietuvos rytas.
Шимашюс сказал, что он решил убрать мемориальную доску из-за одинакового отношения ко всем памятным знакам, связанным с тоталитарными режимами.
Удар по международному имиджу Литвы
Еврейская община Литвы в течение некоторого времени требовала снятия мемориальной доски в честь Норейки, который в период нацистской оккупации подписывал документы о создании еврейского гетто и о договоренностях, касающихся еврейской собственности. В апреле ее разбил молотком Станисловас Томас, который баллотировался на выборах в Европарламент в этом году, но не прошел. Позже доска была восстановлена.
«На международном уровне Литве был нанесен удар: все иностранные посольства, в том числе израильские, очень внимательно наблюдали за событиями», — говорит Бруверис. «В этом виноват Науседа, по крайней мере, отчасти», — добавил он.
Опросы: хорошее начало
Отвечая на вопрос о 100-дневной периоде Науседы, Владас Гайдис, глава компании Vilmorus, сказал BNN, что, по сравнению с первыми 100 днями его предшественников, его поддерживают около 65 процентов, как и Валдаса Адамкуса на первом сроке. Однако рекордсменом по популярности стала Даля Грибаускайте, чья которую по прошествии 100 дней поддерживало 90 процентов. Отстраненного с поста президента Роландаса Паксаса поддерживали около 50 процентов.
«До сих пор на пути Науседы не было препятствия или даже одного острого камешка», — заключил Гайдис.
Юозайтис: Науседа снисходительно относится к банкам, в которых работал
Арвидас Юозайтис, бывший кандидат в президенты Литвы в начале года, сказал BNN, что, по его мнению, Науседа ничего не испортил и ничего не улучшил.
«В течение первых ста дней он был как хорошая уравновешивающая сила, избегая ссор и бесполезного политиканства. Однако я разочарован тем, что он даже не осудил скандинавские банки после того, как в начале этой недели Swedbank и SEB решили прекратить все операции с наличной иностранной валютой во всех своих филиалах начиная с декабря», — сказал он.
«Кроме того, меня расстроило то, что Науседа не поддержал идею обложения налогом банковских активов, чтобы собрать больше денег для социальных нужд страны», — сказал Юозайтис.
Ранее сообщалось, что «Избирательная акция поляков Литвы — Союз христианских семей», входящий в состав правящей коалиции в Литве, предложил обложить налогом активы банков и других компаний, выдающих займы.