Основная интрига вокруг результатов выборов в 11-й Сейм заключается в том, как парламент Латвии будет разделён на троих при четырех претендентах на формирование правительственной коалиции, считают аналитики BNN в статье «Король умер. Да здравствует король!», публикуемой на порталах BNN-news.com, BNN-.lv и BNN-news.ru.
Чтобы определить, кто является истинным победителем, необходимо определить проигравших. Безусловно, таковой является Партия реформ Шлесерса LPP/LC, потративная на предвыборную кампанию 282,5 тыс. латов, но не преодолевшая даже половины из 5-процентного барьера, открывавшего двери в 11-й Сейм.
Вторым проигравшим является мэр Лембергс со свои политическим ресурсом в виде Союза зеленых и крестьян (СЗК), представительство которого в парламенте уменьшилось на 40,9%. Основными причинами провала этих политиков являются чрезвычайно навязчивая манера самовосхваления, отвергаемая ментальностью латвийских избирателей, а также их поддержка борьбы экс-президента Латвии Валдиса Затлерса за прекращение использования государственной власти в качестве машины по обеспечению интересов местных олигархов Айвара Лембергса, Айнара Шлесерса и объявившего об окончательном уходе из политики Андриса Шкеле.
Как бы ни казалось пародоксальным, но первым из победителей является национальное объединение VL-TB/LNNK, которое, проведя самую экономичную предвыборную кампанию, увеличило своё представительство в Сейме на 75%. Кроме того, благодаря умелой риторике, VL-TB/LNNK сумело привлечь к своим радикальным взглядам 14% избирателей, хотя для стран европейской демократии приемлемым является показатель в 7-9%.
Успехом партии «Единство» можно считать то, что, выводя страну из кризиса, жестко осуществляя антисоциальную политику, не только не отстранена от власти, но в течение года дважды обеспечивала себе вполне солидное представительство в высшем законодательном органе страны.
Аналитики BNN отмечают, что ни проблемы с учреждением Партии реформ Затлерса (ПРЗ), ни явные недостатки в профессионализме проведения предвыборной кампании не помешали ей стать второй по величине партией в Сейме, а на руказ у Валдиса Затлерса оказалась «золотая акция».
Ценность этой «акции» заключается в том, что именно за ПРЗ остаётся последнее слово в формировании парламентского большинства, хотя политическое объединение «Центр согласия» (ЦС) и получило самое большое количество депутатских мандатов — 31. Стремление ЦС войти в реальную исполнительную власть вынуждает её лидеров сдавать позиции, на которых, казалось бы, они твёрдо стояли. Первый из оставленных рубежей — фактическое признание её лидером Нилом Ушаковым оккупации Латвии Советским Союзом, что полностью противоречит книге неизменного руководителя фракции ЦС в Сейме Яниса Урбановича, изданной накануне выборов. В этой книге документально показывалось, что в соответствии с международными правовыми нормами, принятыми Латвией, de jure оккупации не было.
Кроме того, лидер партии «Единство» Солвита Аболтиня уже обозначила «красные линии» в сотрудничестве с ЦС, за которые латышские партии не могут перейти даже ради создания широкой правительственной коалиции. Это различный взгляд на развитие экономики и невозможность для «Единства» принять предложение ЦС о введении моратория на обсуждение исторических и национальных вопросов. Кроме того, «Единство» исключает лидирующую роль ЦС в новом правительстве.
Таким образом, президент Берзиньш стоит перед трудным выбором. Коалиция в составе ЦС + ПРЗ + «Единство», или ПРЗ + «Единство» + VL-TB/LNNK. Если глава государства откажется от первого варианта, он не будет правильно понят странами «старой» европейской демократии. Если же откажется от второго варианта, может быть не правильно понят огромным количеством представителей титульной нации. Но, как показывает практика, когда Латвия делает что-то не так, как принято в демократических странах, ей лишь грозят пальчиком, и не более того, и на такую угрозу латвийская политическая элита научилась смотреть сквозь пальцы. А когда президент делает что-то не угодное этой элите, проблемы наваливаются на него, как снежный ком.
BNN считает, что перед началом реальных консультаций по формированию правительственной коалиции, шансы ПРЗ, «Единства» и VL-TB/LNNK создать парламентское большинство являются более предпочтительными.
Полный текст статьи «Король умер. Да здравствует король!» можно прочесть здесь.