Согласно обобщенным данным страхового акционерного общества BTA Baltic Insurance Company (BTA), в прошлом году количество проданных страховых полисов гражданской ответственности владельцев беспилотных летательных аппаратов (дронов) выросло на 60%.
Рост интереса к этому виду страхования свидетельствует о том, что использование дронов становится все более популярно как в частных и общественных развлекательных мероприятиях, так и в ведении предпринимательской деятельности. С увеличением количества пользователей дронов положительно оценивается также желание властей урегулировать эту сферу, введя правовые акты и предусмотрев обязательное страхование гражданской ответственности владельцев дронов, однако для урегулирования этого вопроса стоит учитывать некоторые аспекты, на которые указывают страховщики.
Несмотря на то, что в Латвии уже сейчас используется достаточно большое количество таких летательных аппаратов, в целом интерес к страхованию гражданской ответственности операторов дронов все еще остается сравнительно низким. BTA уже более 20 лет предлагает страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, и с 2014 года также предлагает страхование гражданской ответственности операторов дронов. В своей практике BTA уже застраховало гражданскую ответственность нескольких предприятий, профессионально работающих с дронами, в том числе гражданскую ответственность землемеров, изготовителей и разработчиков программ дронов. Но все же наблюдения BTA показали, что фактически большая часть дронов в Латвии используется без страхования гражданской ответственности летательных аппаратов. Это создает риск причинения убытков третьим лицам, возмещение которых может быть затруднительным, а именно, если гражданская ответственность оператора летательного аппарата не застрахована, то потерпевшему лицу, которому причинены убытки, придется обратиться в суд, чтобы в гражданском порядке просить о возмещении убытков.
Учитывая стремительно растущее количество пользователей дронов, в том числе во время публичных мероприятий, где снимают происходящее «с высоты птичьего полета», BTA положительно оценивает инициативу урегулирования этой сферы с помощью внедрения соответствующих нормативных актов. В марте этого года объявленный на собрании Государственных секретарей проект правил Кабинета Министров предусматривает введение с 2017 года обязательного страхования от вреда, причиненного третьим лицам беспилотными летательными аппаратами, имеющими общую подъемную массу более 1,5 килограмма.
«Несмотря на то, что в Латвии еще не произошло серьезных несчастных случаев с летательными аппаратами этого вида, введение обязательного страхования гражданской ответственности операторов дронов логично и неоспоримо, поскольку в результате происшествия пострадавшая сторона сможет получить возмещение за причиненные убытки, не обращаясь в суд и не ожидая решения суда годами. Также стоит отметить, что в проекте правил предусмотрено, что над местами проведения общественных мероприятий или вблизи них беспилотный летательный аппарат сможет совершать полеты, если его общая подъемная масса не превышает 1,5 килограмма, и для оператора такого аппарата страхование гражданской ответственности не будет обязательно. Несмотря на то, что проект правил включает в себя требование о том, что аппарат должен будет быть оборудован парашютной системой, которая срабатывает в случае аварии, и дрон должен подавать световой или также акустический предупредительный сигнал, тем не менее последствия несчастного случая во время общественного мероприятия могут быть намного крупнее. В Европе были случаи, когда беспилотный летательный аппарат падал во время общественных мероприятий, например, совсем недавно, на прошлой неделе, во время концерта в Лондоне в толпу людей упал дрон, в декабре прошлого года в Италии во время лыжных соревнований такой летательный аппарат упал рядом с участником этих соревнований. В выходные недалеко от аэропорта Хитроу в самолет врезался дрон. К счастью, в этих происшествиях люди не пострадали. Учитывая, что в Латвии дроны все активнее используются в общественных мероприятиях, важно упорядочить сферу их использования в Латвии. Мы считаем, что вне зависимости от веса дрона, если он используется над местом проведения общественного мероприятия, оператору дрона обязательно нужно застраховать свою гражданскую ответственность», – отмечает член правления BTAЭвия Матвея.
Также стоит отметить, что сейчас Еврокомиссия разрабатывает правила в масштабе всего Европейского Союза для регулирования использования набирающих все большую популярность беспилотных летательных аппаратов. В нормативных актах Евросоюза предусмотрено приравнять страхование гражданской ответственности пилотов дронов к страхованию гражданской ответственности владельцев воздушных судов, а не к общему страхованию гражданской ответственности. Чтобы избежать противоречий в правовых актах страны и Евросоюза, в правилах Кабинета Министров следует уточнить, что беспилотный летательный аппарат необходимо страховать от ущерба, причиненного третьим лицам, согласно правилам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Такое предложение страховщики уже ранее вносили разработчикам нормативного акта через Латвийскую ассоциацию страховщиков, но на данный момент предложение не принято во внимание.
BTA подчеркивает, что есть еще несколько аспектов, которые было бы важно включить в новые правила, чтобы на государственном уровне упорядочить сферу использования дронов, в том числе учитывая уже имеющийся опыт и практику европейских стран. «Следует учитывать, что в нормативных актах нужно предписать не только возраст пилотов таких летательных аппаратов, но и установить, например, порядок экзаменации, чтобы страховщики и организаторы мероприятий, которые используют услуги такого рода, были уверены в том, что беспилотным аппаратом управляет знающий и обученный человек. Также не менее важно было бы ввести регистрацию беспилотных летательных аппаратов, что помогло бы бороться с несанкционированными и незастрахованными полетами. И стоит обратить внимание на назначение учреждения, которое обеспечит и проконтролирует соблюдение этих правил и установит санкции, применимые в случае несоблюдения этих правил. Конечно же, введение такой системы займет время, но для введения обязательного страхования гражданской ответственности операторов дронов необходимо обрести уверенность, что отрасль упорядочена и предусмотрено необходимое регулирование. Над этим вопросом сейчас работают ответственные учреждения во многих странах мира, поскольку использование дронов становится все более популярно и в их использовании есть экономический потенциал, но в то же время присутствует и ряд рисков, например, столкновения с другими аппаратами, падение во время общественных мероприятий и другие риски, в результате которых могут пострадать люди», – подчеркивает Эвия Матвея.
Ref: 102.000.108.12450