Соглашение о спасении латвийской национальной авиакомпании airBaltic было достигнуто по большей мере благодаря тому, что крупнейшим акционером является государство, в противном случае достичь этого было бы трудно, отметил Владимир Антонов – российский миллиардер и совладелец Latvijas Krājbanka, являющегося кредитором airBaltic.
«Переговоры были мучительными и долгими, но, слава богу, соглашение достигнуто по большей части благодаря тому, что крупнейшим акционером является государство. Если бы airBaltic был частной компанией, добиться такого соглашения было бы очень трудно» – сказал Антонов на брифинге, состоявшемся в понедельник вечером. Он подчеркнул, что данное соглашение является очень важным шагом, который впредь позволит авиакомпании успешно работать. «От этого будет польза и государству, и аэропорту Rīga, который является базой airBaltic. Даже у Latvijas Krājbanka как у крупнейшего кредитора авиакомпании теперь появилась уверенность, что инвестиции сохранятся», – пояснил Антонов.
Он добавил, что сейчас airBaltic осуществляет все кредитные платежи согласно графику, так что в этом плане у Latvijas Krājbanka не имеет никаких претензий.
На вопрос хватит ли тех 100 миллионов латов, которые предусмотрено выделить на увеличение основного капитала, чтобы спасти компанию, Антонов ответил, что этих денег достаточно. Антонов отметил, что в капитал будут вкладываться реальные деньги, а не интеллектуальный капитал или тому подобное, поэтому этих средств точно хватит.
Согласно достигнутой договоренности, в будущем в правлении airBaltic будут состоять три человека, большинство из них будут защищать интересы государства как крупнейшего акционера, в совете компании будут шесть человек, и здесь государство также будет представлено в большинстве. По словам совладельца банка, сейчас обсуждаются потенциальные кандидаты, которые могли бы работать в правлении и совете авиакомпании. Все акционеры хотят найти такую модель управления, которая будет выгодной и государству, и частному акционеру, и кредиторам. При этом миллиардер отметил, что Latvijas Krājbanka не собирается приобретать акции, принадлежащие дебитору банка – компании Baltijas Aviācijas sistēmas (BAS).
Антонов убежден, что необходимо продолжать модернизацию воздушного флота airBaltic, чтобы авиакомпания могла осуществлять свою стратегию развития, развивая аэропорт Rīga как базовый региональный аэропорт и увеличивая пассажиропоток через Ригу. Он подчеркнул, что airBaltic и в дальнейшем должен успешно конкурировать в этом регионе с такими авиакомпаниями как Czech Airlines и Finnair.
На вопрос, не обращался ли BAS в Latvijas Krājbanka за кредитом для создания новой авиакомпании в Литве, Антонов ответил отрицательно. Если такое заявление поступит, его, как и все другие заявления, будет рассматривать кредитный комитет банка. Как известно, чтобы создать новую авиакомпанию, необходимо разрешение Литвы, однако информации, что BAS просил подобное разрешение или оно было выдано, нет, сказал он.
Напомним, что Антонов неоднократно менял свое мнение о том, надо ли продавать airBaltic. Официально он заявлял, что продавать компанию не стоит, однако, неофициальные источники указывают на то, что после тайной встречи с Айваром и Анрийсом Лембергсами, предприниматель активнее стал говорить о необходимости передачи компании в частные руки.
Информационное агентство BNN.LV уже сообщало, что соглашение, подписанное между государством и Baltijas Aviācijas sistēmas (BAS), предписывает расторгнуть невыгодный для государства акционерный договор, и увеличить основной капитал авиакомпании на 100 млн. латов. Подписав соглашение, государство обеспечило себе фактический контроль над предприятием.
Соглашение подписано между Латвийской республикой в лице министра сообщения Улдиса Аугулиса, ООО Baltijas aviācijas sistēmas (BAS), АО Latvijas Krājbanka, Bankas Snoras, Investbank, Taurus Asset Management Fund Limited, Transatlantic Holdings Company S.A. и ООО KD Jet.
По словам министра сообщения Улдиса Аугулиса, государство наложило обязательства на все стороны, при этом в договорах предусмотрены крупные штрафные санкции, поэтому нарушать условия не выгодно ни одной из сторон.
Договор предусматривает пропорциональное участие акционеров в увеличении основного капитала airBaltic. Государство выделит финансирование до 14 октября 2011 года в размере 16 млн. латов, если будут выполнены соответствующие условия: отозвана заявка на получение правовой защиты в Рижском районном суде; полностью погашены 59 110 акций, решение о которых было принято 30 апреля 2010 года; устав airBaltic будет утвержден в новой редакции.
По словам Антонова, инвестиции компании Transatlantic Holdings Company S.A. на приобретение 50 110 акций будут переоформлены как долг.