Ассоциация ветряной энергии: законопроект о содействии энергетической безопасности сделан наспех и некачественно

Латвийская Ассоциация ветряной энергии (АВЭ) категорически против утвержденного Сеймом в первом чтении законопроекта об облегченном порядке строительства ветряных электростанций (ВЭС). Ассоциация указывает, что разработке закона не приняты во внимание ранее высказанные предупреждения и предложения, и таким образом законопроект не только не поможет достичь целей в области энергетической безопасности, но и поставит под угрозу репутацию всей отрасли и ее стабильность в долгосрочной перспективе.

«Если закон будет принят в нынешней версии, вместо целей о «содействии энергетической безопасности и независимости в просматриваемом будущем», он на самом деле вызовет обратный эффект — отдалит Латвию от энергетической безопасности, поскольку создаст ряд проблем, задерживая развитие отрасли и растягивая время, в которое проекты смогли бы начать производство электроэнергии. К тому же мы видим и существенные коррупционные риски. Законопроект создан наспех, он некачественный и в нем не учитывается мнение отрасли, поэтому мы выступаем категорически против дальнейшего продвижения такой системы и призываем внести в нее существенные изменения», — указал глава Ассоциации ветряной энергии Томс Набургс.

Выдвинутый законопроект не ускорит строительство ветряных парков, поскольку, несмотря на несколько пунктов, указывающих на кажущееся сокращение процесса, в действительности действия будут поменяны местами, что вызовет юридические риски и в целом лишь растянет процесс.

Например, полная оценка влияния на среду будет заменена первоначальной оценкой, однако для выполнения требований по охране среды технические требования могут быть дополнены. Если первоначальная оценка будет негативной, придется начинать процесс снова — проводить полную процедуру оценки влияния на окружающую среду, а вместе с тем по сравнению с нынешним порядком общее потраченное на проект время увеличится.

Если первоначальная оценка будет положительной, это означает, что она основывается на заключениях двух сертифицированных экспертов отрасли и на решениях нескольких чиновников, в противовес нынешней практике с оценками экспертов из разных отраслей и заключением Государственного бюро по надзору за окружающей средой. Такой подход и решение чиновников выдать технические условия части коммерсантов заменят полную оценку влияния на среду и обеспечит быстрый подход к сетям высокого давления и строительным разрешениям, по сути оставляя принятие решения о многомиллионном проекте в ведение нескольких людей.

Это повысит коррупционные риски и риски политизации решений, уменьшив интерес энергетических компаний к инвестициям в развитие и возведение ветряных парков в Латвии.

К тому же это в целом противоречит публично заявленной цели законопроекта, подчеркивает ассоциация.

Кроме того, в проекте просматриваются значительные противоречия, касающиеся территорий для ветряных парков. Сохранение природных ценностей игнорируется, допускается строительство на территориях микрозаказников с передачей установления компенсируемых мер в ведение Кабинета министров, который не является компетентным органом в принятии решений, касающихся природы. При этом законопроект предусматривает также создание двухкилометровой запретной буферной зоны вокруг определенных территорий, что сократит доступные для ветряных парков территории на 65% и вызовет ситуацию, когда ветряные парки разбросаны по одному или небольшими группами, в целом занимая гораздо большие территории.

В законопроекте интересы строительства ветряных парков поставлены выше прав собственности индивидов, поскольку

статус объекта национальных интересов вместе с правилами Закона об энергетике дают возможность осуществить строительство парка без согласования с владельцами земли,

допуская простое информационное извещение землевладельцев. Такой подход может обострить отношения разработчика проекта с местными общинами, в результате чего может пострадать репутация отрасли и возможно появление рисков судебных жалоб. Это может затормозить финансирование проектов или увеличить их стоимость, но доступность капитала и цена — критический фактор в строительстве ветряных парков.

В целом представители отрасли отмечают, что законопроект не окажет ожидаемого влияния на содействие энергетической независимости Латвии,

поскольку он разработан для ветряных парков средней мощности (50-100 МВт) и предусматривает льготный порядок для проектов с определенными критериями, под которые не попадает большая часть представителей отрасли (даже, например, АО Latvenergo). Необоснованные и неэффективные требования значительно сужают круг претендентов, и ветряные парки достаточной мощности не появятся так скоро, как того ожидают.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости