Во втором квартале этого года средняя почасовая ставка продолжала расти. За год рост достиг 5,5%. Однако это не мешает конкурентоспособности народного хозяйства, отмечает экономист Банка Латвии Олег Красноперов.
Учитывая годовой рост потребительских цен на 4,8%, прирост средней реальной брутто-зарплаты был меньше рассчитанного прироста производительности труда – 0,7% против примерно 2%. Таким образом, сейчас нет оснований считать, что зарплаты сильно оторвались от производительности труда, как это было в годы перегрева экономики. Период восстановления конкурентоспособности народного хозяйства, который начался в конце 2008 года, сбалансировал зарплаты и производительность труда. С начала 2010 года соотношение этих показателей стабильно, оно отражается в растущей экономической активности и появлении новых рабочих мест.
Отрыв зарплат от продуктивности означал бы потеряю конкурентоспособности народного хозяйства, рост зарплат съела бы инфляция, началась бы новая волна увольнений. Вероятность повторения такого сценария в Латвии мы оцениваем как низкое. Но чем эффективнее и активнее политика рынка труда, а именно – меры по сокращению структурной безработицы (профессиональное обучение безработных, психологическая поддержка и т.д.), тем вероятность упомянутого сценария ниже. Она уменьшается и за счет сокращения эмиграции, что подтверждается как данными Рижского аэропорта, так и данными систем социального страхования в Великобритании и Ирландии. Сейчас единственная отрасль, в которой отчетливо наметилось несоответствие доступной рабочей силы требованиям работодателя, это строительство. Но эта проблема отчасти носит сезонный характер, сказал экономист.
Исследование конъюнктуры, проведенное Центральным статистическим управлением, свидетельствует, что в августе 2011 года 16% строительных компаний (по сезонно не выровненным данным) указали недостаток рабочих рук в качестве главного фактора, который мешает ведению предпринимательской деятельности. Еврокомиссия подсчитала, что сезонно выровненный показатель составляет 10,3%. И хотя разница с показателем во времена перегретой экономики все еще довольно существенна (в 2007 году было 40%), изменения в худшую сторону с 1%, зафиксированного летом 2009 года, очевидны.
Надо заметить, что в строительстве не просто не хватает работников, а не хватает именно квалифицированных работников, уверен эксперт.
С одной стороны, есть большой спрос на высококвалифицированных работников. Количество занятых рабочих мест в строительстве уже в первом квартале 2011 года росло больше, чем в среднем в народном хозяйстве. Латвийские предприниматели борются за квалифицированных работников с иностранными компаниями. С весны прошлого года возобновился рост средней зарплаты в строительстве, а во втором квартале 2011 года рост зарплат в отрасли превзошел средний результат в народном хозяйстве.
С другой стороны, спрос на низкоквалифицированных работников все еще низок. Например, Госагентство занятости не имеет информации о планах по увеличению количества персонала в строительных профессиях (при этом, имеется информация об увеличении количества продавцов). Сейчас строительные компании не воспринимают зарегистрированных безработных в качестве своих потенциальных работников.
Предприниматели строительной отрасли смогут вздохнуть спокойно, когда эмигранты начнут возвращаться в Латвию. В Ирландии, где уровень безработицы приближается к латвийским показателям, особенный спад отмечается в строительстве, поэтому многие иммигранты из Латвии остались сейчас без работы. Возможно, восстановление строительной отрасли в Латвии станет для таких людей стимулом вернуться в Латвию, считает Красноперов.