Латвия по сравнению с другими развитыми странами Европы и мира – страна довольно бедная, что и защищает ее от чрезмерного интереса со стороны киберпреступников, отмечают эксперты.
В Латвии нет такого уровня благосостояния, чтобы у киберпреступников был интерес использовать мошеннические схемы с банковскими счетами, как это делается за границей. Жителей бережет и латышский язык, из-за которого электронные письма мошенников с машинным переводом выглядят не убедительно, а смешно. При этом благодаря хорошему знанию русского языка жителей Латвии вовлекают в российские преступные схемы.
«В Латвии нет столько богатых людей, чтобы был интерес красть здесь. Не так-то просто красть мелкие суммы, по несколько десятков евро со счетов, если на них не крутятся тысячи, как это происходит в богатых странах Европы», – пояснил руководитель Национального совета по ИТ-безопасности и руководитель отдела безопасности транспорта и связей при Министерстве сообщения Марис Анджанс.
Директор по маркетингу Datoru drošības tehnoloģijas Валдис Шкестерс указал, что и в Латвии бывают случаи, когда у людей похищают деньги, совершая в Интернете покупки с использованием похищенных данных.
Однако, по словам Шкестерса, жертвы интернет-мошенников – частные лица – не ощущают последствий действий воров, поскольку банки и операторы кредитных карт компенсируют причиненные мошенниками убытки. С пустыми руками чаще остаются торговцы, которые, получив деньги через кредитные карты, данные о которых были похищены, остаются без товаров, однако вынуждены вернуть деньги банку. Крупные торговцы, как правило, застрахованы от обмана.
По словам Шкестерса, такие обстоятельства способствуют легкомысленности интернет-пользователей. «Интернет-пользователи больше беспокоятся о безопасности своих интернет-профилей, чем о своих деньгах. Возврат похищенных денег распускает людей, поскольку они перестают думать об элементарных мерах безопасности, чтобы защитить, например, свои данные интернет-банков», – сказал Шкестерс.
Руководитель 4-го отделения управления Государственной полиции по борьбе с экономическими преступлениями Александр Буко, отдел которого отвечает за расследование кибер-преступлений, рассказал, что точного определения киберпреступления не существует.
Однако Госполиция отслеживает четыре из пяти подвидов таких преступлений. Первый – взлом систем безопасности данных и порча ресурсов. Второй вид – преступления, связанные с хранением в интернете и распространением запрещенных материалов, в основном детской порнографии. Третий вид – нарушения авторских прав. И, наконец, имущественные преступления – похищение денег или данных, связанных со средствами оплаты. Пятым видом киберпреступлений – разжиганием нацизма и расизма в интернете – Госполиция не занимается, рассказал Буко. Такие преступления входят в компетенцию Полиции безопасности.
Несмотря на то, что в Латвии нет больших богатств, которые можно было бы получить таким путем, Буко рассказал, что в 2012 году поступило 857 сообщений о киберпреступлениях, из которых 656 случаев были связаны с мошенническим использованием платежных средств в интернете. По словам Буко, за два года число подобных преступлений утроилось.
Ref:103.108.108.1580