В Латвии в борьбу за власть над предприятиями могут вовлекаться не только владельцы или их группировки и юристы, но и Регистр предприятий, и правоохранительные органы. А пока третьи лица – потенциальные участники сделки – не могут понять, кто на самом деле является настоящими должностными лицами, с которыми надо заключать контракт, и которые возьмут на себя выполнение обязательств, предусмотренных в договоре, сообщает Dienas Bizness.
В качестве одного из самых ярких примеров за последнее время называется развернувшаяся война между владельцами АО Ventbunkers, в которой Правление и Совет предприятия менялись несколько раз в течение нескольких дней. Как признает министр юстиции Гайдис Берзиньш, его, как и других, эта ситуация не устраивает. «Конфликты между владельцами, которые доставляют головную боль и потенциальным участникам сделки, и учреждениям госуправления, вынуждают искать решения», – сказал Берзиньш.
Он признал, что до их пор не были получены претензии от партнеров «воюющих» компаний о каких-либо проблемах, например, о том, что одно Правление не признает договоры, заключенные должностными лицами, зарегистрированными ранее в Регистре предприятий, или о том, что условия договоров не выполняются. «За подделку документов уже сейчас предусмотрены достаточно строгие наказания (до четырех лет тюремного заключения), поэтому мы не уверены, надо ли их ужесточать еще больше. Однако, в данном случае наиболее актуален вопрос о расследовании и собранных доказательствах, чтобы в суде лица, подделавшие документы или подписи, получили заслуженное наказание», – отметил Берзиньш.
И хотя в кулуарах поговаривают, что взаимные войны владельцев компаний позволяют заработать юристам различного калибра, в то же время отмечается, что таким «воителями» нужно ввести особый порядок проведения собраний на своих предприятиях. Решения, принятые на этих собраниях, должны подтверждаться подписью присяжного нотариуса, который участвует в этих собраниях. Таким образом, Регистр предприятий, получая документы о собрании конкретного предприятия, подписанные присяжным судебным исполнителем и присяжным адвокатом, должен быть уверен, что выписки собрания являются настоящими, а не сочиненными. Более того, должна быть уверенность, что в собрании принимали участие конкретные владельцы или их уполномоченные представители. Тогда было бы меньше жалоб в полицию, сообщает издание.
Тем не менее Берзиньш считает, что такой предложенный порядок увеличит расходы на проведение общих собраний предприятий, но вряд ли поможет решить все проблемы. «Прежде, чем предпринимать что-то такое, необходимо оценить возможные риски и исключить возможность навязывания такого порядка абсолютно всем обществам капитала», – сказал министр юстиции.
Ref: 103.108.108.493