Рижская дума и ее предприятия ежегодно тратят на договоры со СМИ более полумиллиона евро, а в год муниципальных выборов было потрачено больше миллиона. В середине апреля завершится очередной конкурс Rīgas centrāltirgus («Рижский центральный рынок»), в котором СМИ достанутся заказы на 200 тыс. евро, выяснила телепередача Nekā personīga («Ничего личного»). В передаче говорят, что конкурсные требования разработаны так, что каждой из 12 его частей соответствует одно конкретное СМИ.
Правила закупки были опубликованы в начале февраля. Rīgas centrāltirgus искал 12 победителей: пять радиостанций, два телеканала, три газеты и 1 журнал. Одни должны будут раз в неделю рассказывать о новостях Центрального рынка, делать репортажи об особых праздничных мероприятиях, а другие должны организовывать в эфире игры по тематике рынка или делать прямые телеэфиры.
Требования каждого из 12 разделов очень специфичные и соответствуют конкретными медийным предприятиям.
Руководитель отдела маркетинга и коммуникации RCT Александр Шунин на комментарий Nekā personīga: «Это выглядит, будто у вас уже есть на примете конкретные радиостанции» — ответил: «Вряд ли, сомневаюсь. Нас просто интересуют эти цифры и сотрудничество с популярными СМИ. Потому там и включены такие цифры, как аудитория. Вся эта спецификация, конечно, не рассчитана на конкретные СМИ, это просто описание».
Закупкой рынка заинтересовалось и Бюро по надзору за закупками, которое попросит объяснений от предприятия.
Руководитель бюро Даце Гайле: «Из любых требований, которые выдвигает заказчик, должна быть ясна та цель, которую они хотели ими достичь, а также почему они сформулированы, я бы сказала, довольно узко. Там подходит не любая радиостанция. Это мы и попробуем понять, каким образом и на каком рыночном исследовании или на каких аргументах, или на каких оценках базируются эти требования. Для того чтобы сформулировать такую цель, скорее всего, надо было консультироваться с какими-то специалистами, которые разбираются в тех СМИ».
Она добавила, что «если есть какие-то очень конкретные аргументы, почему должен победить конкретный поставщик в любой сфере, то для этого есть специальная процедура переговоров, чтобы другие участники рынка поняли, что здесь больше никто не может записываться».
В телепередаче рассказывают, что Рижская дума и ее предприятия за публикацию в СМИ платят порядка 600 000 евро в год. Телепередача Aizliegtais paņēmies («Запрещенный прием») подсчитала, что в год муниципальных выборов эти расходы возросли до 1,2 млн евро.