На минувшей неделе «Союз зеленых и крестьян» сообщил о решении выдвинуть кандидатом в премьеры фигуранта нескольких судебных дел, председателя Вентспилсской думы Айварса Лембергса.
Стоит отметить, что у Лембергса неоднократно возникали проблемы с законом. Проблемы возникали и у тех, кто «переходил» ему дорогу, причем для кого-то проблемы имели летальные последствия.
BNN еще раз публикует статью, которая была уже опубликована в мае прошлого года.
Когда у жителей Вентспилса спрашивают, есть ли у нынешнего хозяина города серьезный конкурент на грядущих выборах в самоуправления, большинство из них отвечает: «Да Бог с вами! Что за глупости вы говорите – он же вечный». Чего вовсе нельзя сказать о людях его окружающих. Они смертны, и как говаривал булгаковский Воланд, иногда внезапно смертны.
За время «царствования» Айвара Лембергса , как свидетельствует обобщенная агентством BNN информация, в его ближнем окружении произошло 13 смертей. Все они были либо внезапными, либо странными, а часто – и внезапными, и странными одновременно.
«Рука КГБ»
Первым в 1996 году от сердечной недостаточности скончался Андрейс Заланс, который в начале 90-х годов занял пост первого заместителя председателя Вентспилсской думы. На момент смерти ему было всего 38 лет.
По некоторым данным, в городе на Венте он появился в середине 80-х годов в качестве руководителя строительства нового здания КГБ. Случайных людей на такие подряды тогда, как известно, не брали. Отсюда следует, что Заланс имел отношение к КГБ и это, возможно, объясняет, почему он стар главным заместителем Айвара Лембергса. Это в свою очередь указывает и на возможную «дружбу» Лембергса с КГБ.
Впоследствии именно он стал идейным вдохновителем создания компании Venceb, которая занималась проектировочно-строительными работами и выигрывала многомиллионными тендеры Вентспилсского свободного порта и самоуправления.
После смерти Андрейса Заланса его сын – юрист Мартиньш Заланс – вошел в состав правления ныне почившего в бозе Latvijas Krājbanka, в котором, как известно, у Айвара Лембергса было большое влияние. А супруга усопшего занимала различные посты на предприятиях, связанных вентспилсским градоначальником.
Щедрый сокурсник
Спустя год от сердечной недостаточности в возрасте 46 лет умер Виталий Леиньш, который по завещанию оставил А. Лембергсу то ли два, то ли три миллиона латов. Причины столь невиданной щедрости объясняются в книге Лато Лапсы и Кристины Янчевски «Кто такой Лембергс? Путь мэра Вентспилса к деньгам и власти». Согласно найденной авторами информации, Леиньш и Лембергс были сокурсниками.
Следует отметить, что именно оставленное Леиньшем таинственное наследство считается важным пунктом в жизни Лембергса, поскольку оно позволило Лембергсу стать легальным миллионером. Многие люди. Знавшие Леиньша, включая его последнюю подругу, говорили о покойном весьма неохотно. Однако авторам удалось собрать достаточно косвенных доказательств: свидетельства о личности и образе жизни Леиньша, информация о скромных доходах в фирме Inter –Rīga и в Латвийском университете.
Одной из главных версий того, почему Леиньш сыграл такую большую роль в жизни Лемьергса, может быть следующее: когда у первого появилась идея основать компанию Inter–Rīga, он попросил денег взаймы у Лембергса. Лембергс предоставил начальный капитал в обмен на интересного рода услугу, которую ему должен был оказывать Леиньш. А именно: в его задачи входило аккумулировать средства Лембергса и написать в его пользу завещание. Леиньш согласился, но когда бизнес пошел в гору, он предложил отдать долг и аннулировать прежние договоренности.
Вентспилсскому мэру это было невыгодно, поскольку большая часть его средств накапливалась на счетах офшорных компаний, а ему нужен был быстрый доступ к деньгам в Латвии. Можно предположить, что смерть Леиньша была выгодна Лембергсу, так как позволяла не только обналичить, но и легализовать аккумулированные средства и кроме этого получить успешно работающую компанию Inter –Rīga.
Самоубийство как решение проблем
В 1998 году покончил жизнь самоубийством адвокат Андрис Бумбиерис, который был советником тогдашнего министра экономики Лаймониса Струевича – человека Лембергса. За несколько дней до смерти Бумбиерис ходил в Бюро по борьбе и предотвращению коррупции, где провел четыре часа. О чем именно шел разговор, доподлинно неизвестно, но среди прочего он сказал, что его очень беспокоит ситуация на работе, так как его принуждают готовить документы, противоречащие закону.
В целях безопасности, стражи порядка вели наблюдение за его квартирой, но ничего подозрительного не заметили. А через несколько дней Андрис Бумбиерс умер. Уголовное дело, которое было возбуждено по факту его смерти, быстро закрыли. Следователи пришли к выводу, что самоубийство произошло «не под давлением внешних факторов». Однако, по информации, которая появилась в прессе спустя много лет, в тот день в его квартире были посторонние люди, но вдова Бумбиерса боится называть их имена.
Если же говорить о спорных решениях того времени, то в Министерстве экономики вынашивали идею изменить правила расчета при приватизации госпредприятий, позволив большую часть оценочной стоимости вносить сертификатами, а не деньгами. Таким образом, ценные компании доставались бы новым собственникам «по лимонаду». Бумбиерис был против этой инициативы, исходившей от Струевича.
Найден убитым
Год спустя был убит предприниматель Иосиф Берман. В начале 90-х он участвовал во многих судебных процессах, чтобы вернуть принадлежавшее ему в Вентспилсе имущество. По его утверждению, Айварс Лембергс и городская дума всячески препятствуют переходу собственности в руки наследников. Вентспилсский мэр со своей стороны обвинил его в распространении информации, порочащей его честь и достоинство, после чего было возбуждено уголовное дело.
Смерть Бермана решала много проблем: во-первых, Лембергс избавлялся от «назойливой мухи», во-вторых, оставался при своих интересах в сфере городской собственности.
Вот один из комментариев об этом убийстве: «Сначала он только числился пропавшим, а Айварс Лембергс назвал его исчезновение немного подозрительным. Но позже, когда предприниматель был найден мертвым, мэр Вентспилса, если верить архивам новостного агентства, спросил у члена правления Ventspils nafta, председателя правления LatRosTrans Валентина Кокалиса, не хочет ли он стать таким же популярным, как убитый предприниматель Иосиф Берман».
Пешка в большой игре
В 2001 году при таинственных обстоятельствах умерла Наталия Стрига, представлявшая интересы государства в АО Kālija parks. Это предприятие было создано в 1993 году решением тогдашнего министра морских дел Андрейса Дандзберга. Основателями компании стали Ventspils tirdzniecības osta, Multinord AG, Ventkālijs и правление Совета народных депутатов Вентспилса. Государство согласилось участвовать в предприятии при условии, что казна будет получать 1 доллар с каждой тонны переваленной калийной соли.
Однако уже в 1994 году акционеры Kālija parks отменили этот пункт договора, указав, что размер оплаты будет определен в новом уставе. Переработанная версия документа появилась, а вышеупомянутый пункт – нет. Таким образом государство не получало полагавшихся ему изначально средств. В результате изменения условий приватизации государство вместо причитавшихся ему 30 млн долларов получило 2,2 млн латов. От имени государства это решение подписала госуполномоченный Kālija parks Наталия Стрига.
В 1999 году тогдашний премьер-министр Андрис Шкеле заявил, что, поставив свою подпись на документе, она причинила государству ущерб в размере 30 млн латов. В 2001 году Министерство финансов подало судебный иск против акционеров Kālija parks с требованием выплатить 17,5 млн латов. Год спустя иск был отозван, решение об этом принял министр Гундарс Берзиньш.
По одной из версий, это было связано с договоренностями между Лембергсом и Шкеле о разделе сфер влияния. В то же время умерла пешка в этой большой игре – Наталия Стрига, – на которую теоретическим можно было повесить обвинение в несоблюдении интересов государства.
Сердце не выдержало
В 2003 году также по неизвестным причинам скончался Ритварс Шамс, тогдашний председатель правления компании Venceb. Он плыл на пароме на чемпионат мира по хоккею в Финляндию, когда внезапно умер. Версию о том, что он был в состоянии сильного алкогольного опьянения и свалился за борт, официально не подтвердили.
В 2006 году в возрасте 42 лет от сердечной недостаточности умер Зигурд Вайводс, который в 2002 году возглавил совет АО Latvijas kuģniecība, где у вентспилсского мэра были и сильные позиции и большие амбиции. Вайводс в том числе занимался и подготовкой пароходства к приватизации.
В 2009 году тоже от сердечной недостаточности скончался Кристс Скуя, которого считают одним из координаторов «черных» финансовых потоков Лембергса и человеком, который обеспечивал связь между градоначальником Вентспилса и политиками.
В том же году и по той же причине умер Лаймонис Юнкерс, «кассир» Лембергса и Вентспилсской группировки. Согласно признаниям его подельников, он отвечал за доходы и расходы так называемого «общака» и занимался подкупом политиков. В 2007 году он получил статус подозреваемого по делу вентспилсских должностных лиц, однако вскоре исчез из Латвии. Его объявили в международный розыск. В 2009 году стало известно, что он умер в Парагвае. Похоронили Юнкерса в Вентспилсе, в церемонии прощания принимал участие и мэр города.
Очень интересна информация, появившаяся в прессе после публикации в Wikileaks сообщений о переговорах тогдашнего генерального прокурора Яниса Майзитиса в посольстве США. Майзитис открыто высказал опасение о том, что трое латвийских олигархов – Лембергс, Шкеле и Шлесерс – угрожают демократии Латвии. На одной из встреч с послом США в октябре 2009 года, вскоре после решения Сейма не утверждать в должности судью Виганте, которая отправила в тюрьму задержанного Айвара Лембергса, генеральный прокурор пришел к выводу, что все три олигарха объединили силы, чтобы по указанной выше причине сместить Виганте и, по его мнению, это была очередная попытка подорвать боевой дух прокуратуры.
Майзитис также сообщил, что после ареста Лембергса потенциальные свидетели сбежали из Латвии. Один из них – «кассир» Лембергса, который занимался подкупом политиков, предложил прокуратуре дать показания против Лембергса, если Майзитис гарантирует, что против него не будут выдвинуты обвинения. Майзитис согласился. Однако «кассир» (его имя в сообщении не упоминается, однако предполагается, что это был Лаймонис Юнкерс) не успел дать показания, поскольку внезапно умер. Это был уже третий загадочный смертельный случай потенциального свидетеля в деле Лембергса.
Жил на втором этаже, упал с пятого
В 2010 году покончил жизнь самоубийством Вентс Кодолс, который был особым уполномоченным в АО Latvijas kuģniecība. Главной его задачей было представлять интересы компании в уголовном процессе по поводу кражи нескольких десятков миллионов долларов у предприятия в период с 2003-й по 2005 год. Это дело было возбуждено в момент противостояния между новым руководством компании, лояльным Лембергсу и старым, главой которого был тогдашний оппонент вентспилсского градоначальника – Олег Степанов.
В смерти Кодолса также много непонятного. Жил она втором этаже, а упал то ли с пятого, то ли шестого. По одной из версий, он сам открыл дверь квартиры злоумышленникам и, чтобы драка не произошла на глазах у его полуторагодовалого ребенка, бросился по лестнице вверх. Несмотря на то, что по свидетельствам, он был очень сильным и тренированным мужчиной, борьба завершилась не в его пользу.
В связи со смертью Кодолса было возбуждено уголовное дело, которое, однако, вскоре было закрыто.
Свидетели никому не нужны
В 2012 году от острой сердечной недостаточности скончался Юрий Беспалов, предприниматель и президент футбольного клуба Ventspils. Он также проходил свидетелем по делу Лембергса. Предполагается, что Беспалов представлял интересы вентспилсского мэра в приватизации Latvijas kuģniecība через офшорную компанию Regina. Как свидетельствует материалы уголовного дела, именно подпись Беспалова стояла на документах, касающихся приватизации пароходства. Кроме того есть основания полагать, что он передавал крупные взятки партиям Latvijas ceļš, Tautas partija, Tēvzemei un Brīvībai. Юрий Беспалов внезапно умер 4 апреля, а 5 апреля он должен был давать показания в Рижском окружном суде по делу Лембергса.
В том же году от лейкемии умер Таливалдис Мацпанс – многолетний личный водитель и телохранитель Айвара Лембергса. Он знал обо всех перемещениях и встречах Лембергса и, очевидно, в какой-то момент стал знать слишком много. Стоит отметить, что заболеть лейкемией можно разными способами. Одним из факторов является высокая радиация, рентгеновские лучи, бензол, плутоний Подобным образом умерли многие российские бизнесмены.
Последняя на данный момент смерть произошла в этом году: от инсульта или инфаркта умер Гунарс Зеллитис. В 90-е годы он был депутатом Вентспилсской думы, руководил приватизационной комиссией, которая принимала решения о передаче в частные руки крупных транзитных предприятий. В конце 2012 года его вызывали на допрос в Генеральную прокуратуру. На следующий допрос ему нужно было явиться в январе 2013 году, на который он уже прийти не смог.
Ref:017.108.108.7754