Член правления БАТЛ: Латвия должна привлечь белорусских партнеров выгодными сделками

Член правления БАТЛ Иварс Ландманис

«Чтобы грузы с белорусской калиевой солью вновь повезли в Латвию, мы сначала должны выполнить свою домашнюю работу — эффективизировать железнодорожную инфраструктуру, снизить тарифы и предоставить белорусским партнерам выгодное предложение. При этом действовать нужно быстро. Новая законодательная инициатива об открытии приграничного железнодорожного этапа для всех железнодорожных грузовых перевозчиков — мощный сигнал для укрепления латвийско-белорусского сотрудничества», — подчеркнул член правления «Балтийской ассоциации — транспорт и логистика» (БАТЛ) Иварс Ландманис.

В Белоруссии освоены новые месторождения калиевой соли, объемы ее производства растут, а вместе с тем растут и объемы экспорта.

«Для Латвии Белоруссия однозначно является стратегическим партнером. Недавно представители предприятия «Беларуськалий» посетили Латвию, чтобы оценить возможность диверсификации своего грузового потока калийной соли и возможности везти ее не только через Литву, но и через Латвию. Это помогло бы в борьбе с сокращением грузов в Латвии».

Однако, как отмечает Ландманис, сначала нужно выполнить множество задач, чтобы Латвия стала привлекательной для белорусских партнеров по сравнению с соседними странами, чтобы она могла предложить более выгодные условия транзитных потоков.

«Видение БАТЛ об улучшении ситуации совпадает с предложениями Государственной железнодорожной администрации. Они связаны с остановкой или снижением роста себестоимости в условиях серьезного спада объемов грузов», — отметил Ландманис.

Потенциальные домашние работы для Латвии

Вот, например, одна из рекомендаций Государственной железнодорожной администрации (Valsts Dzelzceļa administrācija — VdzA): «Чтобы не допустить неконтролируемое повышение платы за инфраструктуру, когда она достигает неподъемного для перевозчиков уровня, необходимо внести поправки к закону «О железной дороге», предусмотрев отмену исключительного положения для перевозок по железной дороге с шириной колеи 1 520 мм из/в третьи страны с применением к ним общего для Европейского союза основного принципа определения платы за инфраструктуру, понимая под этим назначение платы на уровне прямых расходов, ограничивая применимую к ним наценку уровнем, приемлемым для рыночной ситуации».

Кроме того, VDzA рекомендует сократить те драконовские расходы управляющего инфраструктурой, которые влияют на расходы на инфраструктуру и место обслуживания.

По мнению VdzA и БАТЛ, необходимо также максимальное открытие рынка и введение конкуренции в оказании всех тех услуг, которые необходимы для обеспечения перевозок. Кроме того нужно необходимые для процесса перевозок услуги, либерализация которых по международным юридическим или технологическим причинам невозможна, приблизить к услугам на регулируемых государством местах обслуживания, применяя те же основные принципы.

«Эти названные домашние работы жизненно необходимы для государственной экономики»

«Белоруссия многократно указывала Латвии на не очень хорошо разработанную, по сравнению с другими странам, тарифную политику относительно транзитного потока. Чтобы мы были конкурентоспособными в транзитном коридоре, важно открытие приграничного этапа для всех железнодорожных грузовых перевозчиков. Это ликвидировало бы нынешнее монопольное положение дочерней компании Latvijas dzelzceļš (Ldz) LDz Cargo на данном этапе инфраструктуры. Это также дало бы возможность предложить партнерам по сотрудничеству четкие, соответствующие рыночной ситуации тарифные условия», — пояснил Ландманис.

Если повышение тарифа продолжится, об эффективизации не может быть и речи, поскольку при нынешнем монопольном положении LDz цены не прозрачны и не понятны для партнеров по сотрудничеству.

Эксперт подчеркивает, что важно предложить такую модель сотрудничества, чтобы Белоруссия была заинтересована в тесном сотрудничестве.

Для этого есть несколько возможностей. «Первое — создавать совместные предприятия. Также можно заинтересовать Белоруссию в более тесном сотрудничестве, эффективизируя рельсы таким образом, чтобы по ним можно было перевозить грузы на более длинных железнодорожных составах».

«Обида с их стороны обоснована. Ей поспособствовали действия предыдущих властей, в том числе во времена бывшего министра сообщения Улдиса Аугулиса».

По мнению Ландманиса, Латвия находится на верном пути, поскольку позиция нового Министерства сообщения поддерживает открытие приграничного этапа. «Имеются и подготовленные поправки к закону, направленные комиссии Сейма по народному хозяйству».

Причины, по которым сотрудничество Латвии с Белоруссией уменьшилось, следует искать в работе предыдущих правительств. По словам Ландманиса, это не были партнерские отношения. «Например, из-за старой политики, нескольких политиков и политического бизнеса белорусская калиевая соль покинула Латвию — именно Вентспилсский порт. Это произошло из-за того, что поддерживаемая прежним Министерством сообщения политика обернулась высокими тарифами».

«Тогда партнеры просили снизить тариф, и латвийская сторона обещала сделать это — особенно выразительно эти обещания поступали со стороны ГАО Latvijas dzelzceļš. Однако обещание не было выполнено. Хуже того, тариф был повышен. Таким образом протоптанная дорожка через Вентспилс перенаправилась на клайпедские порты, где сейчас у них сложились очень хорошие партнерские отношения, которые также помогают и транзитному бизнесу с Белоруссией».

С повышением тарифов белорусы больше не могли создавать бизнес в Латвии и ушли из наших портов. Обида на Латвию была долгой.

«Но нужно понимать, что времена меняются, сменились и «политические лица». Поэтому в политической повестке дня Латвии появился эта задача — укрепить сотрудничество с Белоруссией».

«Мы говорили с министром иностранных дел Эдгарсом Реникевичем, который выделяет этот вопрос как один из наиболее приоритетных. Также велись переговоры и с послом Латвии в Белоруссии, который поддерживает вопрос о значении калиевой соли, о ее транспортировке через Латвию на дипломатическом уровне. И министр сообщения Талис Линкайтс тоже подчеркивает это как одну из главных задач. Далее все зависит от предложений предпринимателей и от их сотрудничества с латвийскими госучреждениями. Всем следует работать вместе», — подытожил Ландманис.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости