Клайпедский порт в большой степени зависит от грузов, отправляемых белорусскими компаниями. Сейчас ЕС готовит санкции против компаний, приближенных к Александру Лукашенко. Ввести их призвала также живущая в Вильнюсе лидер оппозиции Светлана Тихановская. BNN попытался выяснить, как это отразится на важном для всей литовской экономики порту.
Бывший мэр Клайпеды, а ныне ректор Клайпедского университета Бенедиктас Пятраускас говорит, что «санкции против “Беларуськалий” и других белорусских компаний станут большим, болезненным ударом для Клайпеды и литовской экономики”.
Клайпедский порт — самый важный и крупный транспортный узел Литвы. Литовское государственное железнодорожное предприятие Lietuvos geležinkeliai ежегодно перевозит белорусские товары на 100 млн евро. Александр Лукашенко ранее уже указывал на неприемлемое для него вмешательство Литвы в дела Белоруссии и грозил перенаправить белорусские грузы в Россию.
Лидер оппозиции ожидает большего от нового литовского правительства
Предыдущее литовское правительство, которое возглавлял Союз крестьян и “зеленых”, подчеркивало, что поддерживает санкции против “режима” Лукашенко, но все-таки воздерживалось от разговоров о каких-либо санкциях против белорусских компаний. Поскольку в новом правительстве Литвы, как ожидается, будет несколько “воинственно” настроенных политиков-консерваторов, которые выражали жесткую позицию по отношению к Лукашенко, то позиция Вильнюса может измениться.
Возможно, некоторую смену политического климата ощутила и лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская, которая в начале августа уехала в Вильнюс после участия в выборах президента Белоруссии, на которых победил Лукашенко. Тихановская призвала новое правительство Литвы подумать над принятием санкций против “Беларуськалия”.
На этой неделе в беседе с литовскими СМИ Тихановская подтвердила такое предложение и сказала, что это предприятие является финансовой опорой Лукашенко.
ЕС планирует санкции против белорусских компаний
В Клайпедском порту работает терминал сыпучих грузов Birių kroviniu terminalas (BKT). 30% его долей принадлежат “Беларуськалию”, чьи грузы составляют треть грузооборота порта. Самые востребованные белорусские минеральные удобрения отправляются из BKT в более чем 100 стран.
В 2019 году в Клайпедском порту было перевалено 14,1 млн т белорусских грузов, которые составили более 30% от общего объема грузов, переваленных в порту. Разнообразная хозяйственная деятельность порта обеспечивает 6% от ВВП Литвы. С портом связано 60 000 рабочих мест.
Министры иностранных дел ЕС на этой неделе договорились двигаться вперед с идеей введения новых санкций против Белоруссии, включая ее компании. Ожидается, что новые ограничительные меры будут направлены против высокопоставленных должностных лиц и юридическиз лиц, которые финансируют Лукашенко и его правительство, сказал верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.
Литва многое потеряет
Член парламентской комиссии по экономике Миндаугас Скритульскас в разговоре с порталом BNN предположил, что Белоруссия перенаправит грузы своих компаний в другие порты, например в российские.
«Если Белоруссия перенаправит свои грузы из Клайпеды, то [ж/д компания] Lietuvos geležinkeliai потеряет ежегодные доходы, превышающие 100 млн евро, а Клайпедский порт переживет спад грузооборота более чем на 30%. Кроме того, пострадают и другие компании в порту. …Что касается новых санкций, то я считаю, что решение должно быть принято всем Евросоюзом, а не одним государством”, — подчеркнул депутат.
Исполнительный директор порта: объем не сократился
По словам исполнительного директора порта Альгиса Латакаса, объем белорусских грузов остался на уровне 2019 года — около 30%. “Это примерно 12 млн т”, — пояснил он.
Между тем Бенедиктас Пятраускас отметил, что за свободу надо платить. «…Порт жив, и за последние 30 лет прошел через большие перемены. Как бы тяжело порт ни пострадал от новых санкций против Белоруссии, он определенно адаптируется к новой ситуации…” — сказал он.