Хенрик Данусевич, президент Латвийской ассоциации торговцев (ЛАТ) основанной еще в 1912 году, — оптимист. Однако в интервью порталу бизнес новостей BNN настаивает на том, что торговлю ожидает долгосрочная стагнация, потому что ведущие сети супермаркетов принадлежат иностранцам, а правительство реализует недальновидную налоговую политику.
Почему перепрограммирование кассовых аппаратов на 22% НДС стоило целых четыре миллиона латов?
Перепрограммирование одного кассового аппарата стоит до 40 латов. У нас существуют обязательные договора по их обслуживанию, которые, будем надеяться, Служба Госдоходов в этом году отменит. СГД тянет кота за хвост. Если будем оплачивать эту услугу в условиях конкуренции, то и тарифы станут более разумными.
Почему в Латвии не появились сети магазинов Lidl, хотя в 2005-2006 году они закупили землю под застройку в Лиепае, Риге, Резекне, Олайне и хотели строить центр логистики?
Латвия слишком мала, а у них есть другие более приоритетные рынки развития. Прагматичное немецкое руководство Lidl не обожглось, потому что тщательно оценило ценность вложений. Так, им выгоднее инвестировать в Швеции, Ирландии, Бельгии. В 2007 году они продали свою недвижимость эстонцам и в прошлом году официально завершили свою деятельность в нашей стране. На этом рынке новых игроков можем не ждать.
Как изменится прибыль магазинов, в условиях, когда повысились тарифы на электричество, цены на топливо, налоги, а также минимальная зарплата?
Доля прибыли у торговцев значительно упала в 2009 и 2010 году. Прибиль есть, и она стабильная, потому что были проведены все мероприятия по экономии. Сейчас изменения цен будут зависеть только от поведения производителей и от налоговой политики государства. Сами торговцы не будут повышать цены.
31 декабря вы сделали шокирующее заявление о том, что 2011 год для латвийской торговли будет годом стагнации. Каково обоснование?
Нужно понимать, что государство приукрашивает результаты осуществляемой налоговой политики. На самом деле, нет ни одного аргумента, который бы свидетельствовал о том, что в торговле нет стагнации. Таково общее мнение торговцев. Не вижу причин, по которым завтра им может стать лучше. Мечты или же одухотворенные россказни Артиса Кампарса о том, что мы за год увеличим экспорт – блеф. Успех на рынках экспорта в этом году не сможет существенно увеличить доходы домохозяйств. Повышение НДС до 22% не сделает бизнес легче и еще больше снизит покупательную способность жителей. Мы стали очень зависимы от скидок на товары первой необходимости, потому что люди стараются сэкономить на всем. Никто не проводит анализ качества этих продуктов, поэтому общество вообще не узнает, что эти дешевые продукты чаще всего плохие. Неправильно, что правительство повышает налоги, думаю только о сегодняшнем дне. В долгосрочной перспективе это только тормозит развитие народного хозяйства. По мнению нашей ассоциации, налоги следовало бы переложить с рабочей силы на капитал, не повышая их.
Нет так давно вы заявили: «Наше государство сейчас как поезд, с которого выбрасывают весь ненужный груз, чтобы он мог двигаться дальше. Однако этим повышением налогов был сорван стоп кран». Сейчас вы не изменили своего мнения?
К сожалению, ни я, ни другие предприниматели не получаем ответа на вопрос, куда Латвия может «ехать» с сорванным стоп краном. Не видим дороги, по которой выйдем из тупика, избежав прироста серого сегмента экономики.
Вы предлагали производителям и торговцам Латвии больше сотрудничать.
Да, уже на протяжении многих лет мы советовали Министерству земледелия, Латвийской федерации продовольственных предприятий и Маркетинговому совету создавать механизмы сотрудничества между мелкими/средними производителями и мелкими/средними торговцами. Сейчас же каждый тянет одеяло на себя. Сейчас никто не поддерживает местных торговцев, только постоянно кричат о том, что ведущие торговые сети принадлежат иностранцам. В Латвии только две сети национального масштаба – Maxima и Rimi/Supernetto. Между ними не возможно создание картели, потому что Совет по конкуренции следит за их деятельностью.
Почему не была одобрена программа Латвийского торгового института для небольших торговцев?
Единственный проект, который мы подали для обучения мелких торговцев, пока отклонен. Мы не можем понять, почему? Задали вопрос министерству – почему большие индивидуальные претенденты получают поддержку, а с трудом согласованный плановый проект – нет. После отказа у нас нет средств и человеческих ресурсов, чтобы разработать детальную программу по обучению. Именно такое образование способствовало бы повышению конкурентоспособности маленьких торговцев.
Если в этом году уедут еще сто тысяч человек, сети магазинов это переживут?
Не знаю. Постоянное сокращение числа покупателей – это наша забота. Если уезжают люди в работоспособном возрасте, то увеличивается давление на зарплаты. В начале кризиса у торговцев была возможность оценить свои расходы и найти более экономичные схемы деятельности. Нерентабельные магазины были закрыты и открыты там, где поток покупателей больше.
Пожжет ли введение PIN кодов при расчете платежными картами в торговых сетях сократить число случаев мошенничества? Уменьшит ли это убытки магазинов?
Это нововведение – исключительно в интересах банковского сектора. В магазинах же это только создает очереди возле касс. Стало хуже, потому что увеличилась безответственность банков по отношению к торговцам. Ничего не изменилось насчет справедливости тарифов обслуживания платежных карт. Во-первых, мы хотели бы выяснить, включены ли те понижения тарифов Maestro и Visa, которых мы добились в политику определения тарифов и в Латвии? Во-вторых, мы считаем, что должно быть равноправие. Поясню: покупки до пяти лат, оплачиваемые картой идут со знаком минус, потому что только 10 сантимов берется за телефонное соединение. Следовательно, мы должны иметь право определить минимальную сумму, до превышения которой мы могли бы отказать в принятии платежных карт как средства расчета. Или же банки могли бы обслуживать транзакции до пяти латов бесплатно – за счет больших покупок.
Что делать с теми товарами, у которых истек срок годности – раздать бездомным, как в Великобритании или продать малообеспеченным со скидкой в 70-80%?
Кофе, чай можно использовать и после истечения срока годности. Если какая-либо организация хотела бы получить от магазинов списанный товар и передать его на благотворительность, уже давно можно было подать поправки к законодательству. Мы рассчитали, что государственная программа «Пакет помощи» стоит на 30% дороже, если эти покупки делаются централизованно. Торговцы могли бы формировать такие пакеты самостоятельно и потом доставлять их малообеспеченным в сельские районы.
Что бы вы ответили бизнес-астрологу, который прогнозирует банкротство и исчезновение некоторых торговых сетей с рынка Латвии?
Это только плод чьей-то фантазии. Конечно, существует теоретическая возможность того, что некая сеть может сменить владельца, но громкие банкротства никому не угрожают. За последние 15 лет ни одна крупная торговая сеть в мире не обанкротилась. Лишь менялись их позиции, например, Royal Ahold была на 8-ом месте на рынке Европы, а сейчас расположилась на 9-ом.