«Учительское образование надо менять с самых основ, чтобы педагоги успешно выполняли новую роль – работали как направители, помощники и советчики в процессе развития компетенций и постоянного обучения школьников», — подчеркивает доцент Латвийского университета Иева Маргевича-Гринберга. Она уверена, что новое, выдающееся поколение учителей можно получить, только если имеется равноценное и тесное сотрудничество между образовательными учреждениями, муниципалитетами и университетами, поэтому начата работа по созданию новой модели образования.
«Сегодня в Латвии катастрофическая нехватка педагогов, особенно по точным наукам», — говорит Маргевича-Гринберга. В 2016 году в школах работало около 30% педагогов предпенсионного и пенсионного возраста. С 2014 года увеличился средний возраст учителей Латвии: 64% учителей от 40 до 60 лет, и лишь 8% моложе 30 лет. В последние годы не происходило резкой смены поколений учителей, поэтому это ожидается в ближайшее время. Кстати, эта проблема касается не только Латвии. По прошлогодним августовским данным, в школах Германии не хватает 35 000 педагогов, и это худший показатель за последние 30 лет.
«Такая же печальная ситуация и в Австрии. Еще надо иметь в виду, что в 2021/2022 учебном году в Латвии будет закрыто 22 учебные программы по подготовке молодых педагогов, но вместо них будет 7 новых программ в нескольких вузах. Число недостающих педагогов сигнализирует о серьезности ситуации, поэтому нужно срочно предлагать новаторские способы получения учительского образования, например обучение, опирающееся на рабочую среду», — рассказывает доцент.
Сейчас идет работа над тем, чтобы предлагать будущим педагогам опирающееся на рабочую среду, на реальные нужды образование, которое можно получить, параллельно работая в школе. Подобные идеи успешно осуществляются в Великобритании, Нидерландах, Германии и Швейцарии. Очень популярны годовые программы, в рамках которых люди с высшим образованием в какой-то области, к примеру в химии, биологии или филологии, осваивают методику и параллельно работают в каком-то образовательном учреждении.
Проведенные в Европе исследования показывают, что старая система педагогического образования исчерпала себя и пришло время школам активно включаться в учительское образование, беря на себя часть ответственности за качество этого образования. Такая, опирающаяся на рабочую среду, программа учительского образования будет уникальной в Балтии, и по прогнозам, она должна показать положительные результаты. Судя по опыту других стран, например, химик, освоивший профессию учителя, с большей долей вероятности сможет помогать школьникам приобретать глубокие знания по этому предмету.