В Латвии уже в этом году могут запустить госпрограмму по стимулированию жилищного кредитования. Если план будет осуществлен, около тысячи молодых семей смогут получить гарантии по первому взносу на общую сумму 2 млн евро.
О необходимости разработки механизмов оживления рынка ипотеки депутаты Сейма всерьез заговорили еще год назад. Однако до недавнего времени все подобные инициативы упирались в позицию Министерства финансов и контролирующей это ведомство партии «Единства». Она сводилась к тому, что адекватный заемщик должен самостоятельно накопить деньги на первый взнос.
Все изменилось после отставки премьер-министра Валдиса Домбровскиса. Пункт о создании госпрограммы по стимулированию жилищного кредитования вошел в декларацию нового правительства Лаймдоты Страуюмы. Еще в начале этого года программу предполагалось финансировать за счет продажи разрешений на проживание в Латвии. Однако работа над изменениями в иммиграционном законодательстве сильно затянулась, поэтому было решено искать другой источник. Свободные средства в размере 2 млн евро обнаружились на счетах недавно созданного учреждения развития Altum.
На этой неделе совет правящей коалиции предложение рассмотрел и одобрил. А министр экономики Вячеслав Домбровский заявил, что программа будет запущена уже в текущем году. В ближайшие месяцы Минэкономики совместно с Минфином разработает необходимые нормативные акты, в которых будет описано, кто и на каких условиях сможет получить поддержку государства.
По подсчетам Ассоциации коммерческих банков Латвии (АКБЛ), 14%, или порядка 100 тыс., латвийских домохозяйств в ближайшие годы хотели бы улучшить свои жилищные условия. При этом возможность внести первый взнос имеют лишь около 3%. Советник АКБЛ, однако, считает, что эффект от программы может оказаться незначительным из-за недостаточно большого финансирования. Судя по прозвучавшим цифрам, одна семья в среднем сможет получить гарантию на сумму 2 тыс. евро, что покроет первый взнос (10–20%) лишь по кредиту на 10–20 тыс. евро. За такие деньги купить квартиру можно, но в населенных пунктах, отдаленных от Риги, как минимум, на 50 км. Впрочем, для молодых семей, нуждающихся в жилье, и это хороший вариант.
Портовая «десятина»
В свою очередь на заседании Совета по портам, транзиту и логистике, тоже состоявшемся на этой неделе, обсуждался вопрос, с какого момента три больших латвийских порта начнут платить госбюджету ренту за использование публичной собственности. До этого заседания предполагалось, что первые выплаты государству от управлений рижской, вентспилсской и лиепайской гаваней пойдут только в 2015-м. Однако в законе «О бюджете-2014» указано: после провозглашения поправок к закону «О портах» (а это давно произошло) глава Министерства финансов может раз в квартал увеличивать прогноз госрасходов в размере полученной от гаваней суммы. Такими образом, право у ведомства уже есть и оно может требовать деньги начиная с апреля.
В ходе дискуссии ее участники сошлись на следующем. В течение ближайших недель специалисты Министерства сообщения оценят заключения разных структур и разберутся, надо ли включать счетчик уже этой весной-летом или можно подождать до 2015-го, когда будут утверждены отчеты о деятельности портов за нынешний год.
Новая система налогообложения портов подразумевает, что теперь они должны отдавать по 10% от якорного, канального, тоннажного сборов и сбора с малых судов и своим самоуправлениям, и государству (раньше платежи осуществлялись только в бюджеты муниципалитетов). Предполагается, что 90% полученной суммы государство вернет плательщикам в виде дотации на углубление и поддержание акватории, а 10% потратит на главные автодороги.
Комитет Кабинета министров на этой неделе тоже не сидел сложа руки. На своем заседании орган постановил, что с 2020 года доля биотоплива в автомобильном горючем должна быть не ниже 10%. Решение вызвало возмущение представителей отрасли, поскольку оно принималось без их участия. По словам президента Ассоциации биотоплива и биоэнергии Дауманта Знатнайса, в настоящий момент по сложившейся ситуации готовится письменный протест: законотворцы не утвердили ни одного пункта, который предполагал бы косвенную поддержку для производителей биогорючего.
Между тем, как утверждает глава ассоциации, без госпомощи местная отрасль просто не выживет. А это означает, что к 2020 году требуемую присадку придется закупать за рубежом. Единственным в Латвии заводом, который все еще занимается выпуском такой продукции, является Bio-Venta. Но учитывая, что в 2008 году для модернизации завода были взяты кредиты, без денежных вливаний такое производство не сможет существовать долго. Д.Знатнайс также выразил надежду, что во время заседания Кабинета министров мнение ассоциации все же будет учтено. Теоретически шансы есть: поправки еще предстоит утвердить не только в правительстве, но и в парламенте.
Развитие биотопливной индустрии в 2003-2010 годах входило в список приоритетов латвийского правительства. За этот период государство влило в отрасль только в виде прямых субсидий 67,2 млн. латов (89,57 млн. евро). Планировалось, что до 2010 года заводы произвели бы 75 тыс. тонн биотоплива. Фактически они дали только 58 383 тонны, из которых 39 451 тонна ушла на экспорт.
Как устоять в кризис
Наконец, Институт внешней политики Латвии (LAI) на этой неделе презентовал сборник статей под названием «Политика экономической устойчивости: реакция стран Балтии и Вышеградской группы (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша) на европейский экономический кризис». Ради этого в Ригу приехали авторы работ, опубликованных в книге: исследователи из всех семи рассматриваемых в ней стран.
Как отметил заместитель директора LAI и редактор сборника Карлис Буковскис, проблемы, с которыми столкнулись государства, имели разную степень тяжести, а потому потребовали разных решений. Так, по его словам, в то время как некоторые использовали монетарные инструменты с целью стимулирования экспорта (например, Польша, девальвировавшая злотый), другие были вынуждены участвовать в спасении партнеров по еврозоне (Словакия, перешедшая на евро в 2009 году).
В период кризиса часть государств пошла на жесткие меры экономии (Балтийские республики и Венгрия), а другая прибегла лишь к незначительным урезаниям. Чтобы компенсировать падение доходов казны, одни прибегли к выпуску гособлигаций (например, Литва), а другие были вынуждены одалживать у международных кредиторов (Латвия и Венгрия).
017.000.108.4472