На этой неделе был опубликован ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook). Латвия по сравнению с прошлым годом опустилась вниз на восемь ступеней и теперь занимает 43-е место, Эстония – на одну (31-е место) и только Литве удалось подняться на шесть ступеней – до 28-го места.
Рейтинг представляет собой глобальное исследование, которое сопровождается рейтингом стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Он рассчитан по методике ведущего европейского Института менеджмента (Institute of Management Development, IMD Professional ), базирующийся в Лозанне (Швейцария).
Это одно из наиболее полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов, которое в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях. Каждое государство в рейтинге оценивается на основе анализа 333 критериев по четырем основным показателям ключевых аспектов экономической жизни страны: состояние экономики; эффективность правительства; состояние деловой среды; состояние инфраструктуры.
Каждый показатель имеет равный вес. При расчете используются данные международных организаций, среди которых Организация Объединённых Наций, Организация Экономического сотрудничества и развития, Всемирной Торговой организации, Всемирный банк, Международный Валютный Фонд и другие институты, а также 57 партнерских институтов по всему миру.
Бизнес-климат в странах, охваченных данным исследованием, оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов в области управления. Итоговое рейтингование осуществляется на основе обратного соотношения: две трети — статистические данные и одна треть — экспертные оценки.
Нынешняя позиция Литва – наилучшая с того момента, как страну стали включать в исследование. Наибольший прогресс достигнут Литвой при оценке эффективности бизнеса, который назван в исследовании инновационным, прибыльным и ответственным. По критерию предприимчивости Литва обошла прошлогоднего лидера – Израиль и заняла в этом году первое место.
Лидерами по конкурентоспособности государств мира в этом году являются США, Гонконг и Сингапур. Всего было оценено состояние дел в 61 государстве мира.
Исследование проводится с 1989 года. Страны Балтии участвуют в нем в девятый раз.
Плохой и очень плохой сценарий
В Латвии дела идут не так хорошо, как в Литве и в даже в Эстонии. И это подтверждает исследование аудиторской компании Ernst & Young Baltic о транзитной отрасли нашей страны. На этой неделе компания озвучила лишь некоторые выводы (более детально о них будет рассказано на конференции TransBaltica, посвященной развитию транспортной отрасли в регионе, которая пройдет в Риге 4 июня 2015 года).
Однако и того, что сообщила компания, достаточно, чтобы понять масштаб бедствия. Транзитный бизнес в Латвии последние 20 лет выживает и приспосабливается в условиях очень непростых взаимоотношений с восточным соседом. Но в 2014 году обстановка стала стремительно меняться к худшему. То, что происходило в начале прошлого года на Украине, стало оказывать на Латвию самое прямое влияние. Весной 2014 года ЕС принял против российских компаний, бизнесменов и чиновников третий пакет санкций. Далее спираль противостояния ЕС – Россия только сильней закручивалась, и в среде, связанной с транзитом, поползли слухи о том, что если санкции затянутся надолго, то все наши грузоперевозки полетят в тартарары и больше всех пострадает Latvijas Dzelzceļš.
В Ernst & Young Baltic высчитали: если оборот любой компании, которая участвует в этой цепочке, упадет на один млн евро, то общий минус оборота для страны в целом составит 2,4 млн. В самом худшем случае Латвия потеряет 18 тыс. рабочих мест. Может, Рига не сразу заметит новую тысячу безработных, но в любой латвийской провинции всего сто новых безработных могут очень значительно повлиять на общий фон и тем более – на налоговые потоки этой территории. Также станет очевидно, как сильно это повлияет на другие отрасли. Прежде всего, пострадают порты и их инвесторы, поскольку потока грузов в прежних объемах уже не будет. К портам добавятся все связанные предприятия и их общее влияние на экономику, налоги, безработицу и т.д.
Подобную ситуацию уже пережила Эстония на рубеже 2007-2008 годов, когда Россия полностью перекрыла грузопоток из-за истории с «Бронзовым солдатом», что очень сильно ударило по эстонской экономике.
Бесполезны для экономики
Кроме транзита есть и другие общие проблемы, а именно — квоты на беженцев. Евродепутат Артис Пабрикс считает: если Латвия сейчас примет 737 беженцев, как было установлено Европейской комиссией, потом их пришлют еще больше.
По его мнению, если принять столько беженцев, то их некуда будет поселить. Латвии 5-6 млн евро придется отложить, чтобы построить для них жилье. Артис Пабрикс также выразил мнение, что беженцы, о которых идет речь, не будут полезны для латвийской экономики. Они могут влиться в трудовой процесс, а могут и не влиться, считает Пабрикс.
27 мая Европейская комиссия обнародовала первые предложения по комплексному решению проблемы миграции, в соответствии с которыми квота Латвии может составить 737 беженцев. Как отмечается в заявлении Еврокомиссии, Латвии предстоит принять 310 беженцев, которые уже находятся в Италии, и 207 — в Греции. Еще 220 беженцев Латвия должна принять из стран их проживания. Предполагается, что страны ЕС получат финансирование в размере 6000 евро за каждого принятого беженца.
Еврокомиссия надеется путем квот распределить между странами альянса около 40 тысяч беженцев, сейчас сосредоточенных на юге континента. Латвия пока не введение квот не согласна.