Налоговый режим для микропредприятий на этой неделе вновь оказался в центре внимания. Как утверждают в специальном докладе эксперты министерств благосостояния и финансов, идея 9-процентного сбора не оправдала себя. Около 40 тыс. предприятий, которые на сегодня зарегистрированы как плательщики микроналога, не вносят в социальный бюджет должный объем средств и не обеспечивают своим работникам всех социальных благ.
Такой вывод специалистов министерств кажется, по меньшей мере странным, учитывая, что лица, выбравшие этот налоговый режим, поступают в соответствии с нынешним законодательством и информированы о том, получают социальные гарантии в сильно усеченном виде.
С другой стороны, многие физические лица в свое время получили статус плательщика микроналога, чтобы вносить хотя бы минимальные социальные платежи, так как работодатель выплачивал зарплату в конверте, с которой ничего не перечислялось в госбюджет.
Идеолог введения налога для микропредприятий, председатель Латвийской торгово-промышленной палаты Янис Эндзиньш, категорически не согласен с аргументами министерств.
«Во-первых, работников микропредприятий насчитывается всего 7% от общего числа. (около 80 тыс.) И примерно половина этих людей параллельно работает в компаниях, которые платят налоги в общем порядке. Во-вторых, если количество микропредприятий будет расти такими темпами, как сейчас, они уже лет через 5-6 будут платить больше в соцстрахование, чем обычные фирмы».
В 2011 году средний платеж микропредприятия за каждого работника в бюджет составлял примерно 30 евро в месяц, а в 2013-м — уже 40 евро. Обычные компании, в свою очередь, перечисляют по 60 евро, но без какой-либо позитивной динамики, отметил Эндзиньш. Поэтому при сохранении нынешней позитивной тенденции микропредприятия скоро могли бы платить даже больше, чем компании, рассчитывающиеся с госказной в общем порядке.
За сохранение 9-процентной ставки выступают политические партии «От сердца — Латвии» и «Согласие». Из числа депутатов нацобъединения «Все для Латвии!» личную поддержку этой инициативе выразил глава Народно-хозяйственной комиссии Сейма Роман Наудиньш. Против повышения налога выступает и новый министр экономики Дана Рейзниеце-Озола (партия «Латвии и Вентспилсу»).
В ближайшее время в парламент планируется подать законопроект, который предусматривает сохранение налога с микропредприятий в размере 9%, сообщил Янис Эндзиньш.
К слову, на портале Manabalss.lv по инициативе Кристиана Бекериса идет сбор подписей за сохранение 9-ти процентного налога. На данный момент «за» проголосовали около 3 тыс. человек, а необходим набрать 10 тыс. подписей.
Налог с микропредприятий был введен в 2009 году, чтобы стимулировать развитие малого бизнеса в условиях кризиса. Со временем в системе взимания этого налога вскрылись недостатки, в частности, недостаточное социальное обеспечение работников и неравная конкуренция с другими предприятиями. Поэтому Сейм внес в закон «О налоге с микропредприятий» изменения, которые предусматривают ежегодное увеличение ставки на 2 процентных пункта, начиная с 2015 года, пока она не достигнет 15%.
Прижать злостных неплательщиков
Продолжая тему налоговых инициатив, стоит отметить попытки Министерства финансов прижать злостных должников по налогам. На этой неделе ведомство сообщило, что провело встречи с представителями Латвийской конфедерации работодателей и Латвийской торгово-промышленной палаты о том, как прекратить практику уклонения от уплаты налога путем закрытия фирмы-должника и учреждения нового юридического лица. Для этого предлагается ввести личную ответственность членов правления за просроченные налоговые платежи.
Согласно данным Службы госдоходов, на начало октября текущего года в Латвии было 23 тыс. обществ с капиталом, в которых фискалы не обнаружили вообще никакого имущества и чей совокупный налоговый долг составляет 800 млн. евро, или 58% от общей суммы недополученных госказной средств.
Инициатива Минфина была бы эффективным инструментом, чтобы прекратить подобную практику. Ответственность с юридического лица переходила бы на физическое — члена правления компании. Внедрение такой нормы в законодательсво позволило бы СГД требовать у члена правления погашения долгов по налогам, которые образовались у предприятия.
Надо отметить, что в настоящее время нормативная база предусматривает возможность для коммерсанта решать вопросы налоговых задолженностей. Если у него есть текущие или старые просроченные платежи, он может ходатайствовать о продлении срока погашения от 1,5 до 5 лет в зависимости от конкретной ситуации.
Нынешняя законодательная инициатива относится только к тем должникам, которые в короткое время наделали долгов на сумму свыше 16 тыс. евро и не предпринимают никаких попыток их выплатить.
Подобная ответственность членов правления существует также в Великобритании, Голландии, Дании, Швеции и Эстонии.
Если инициатива будет одобрена, фискальный эффект в 2015 году составит 7 млн. евро, в 2016-м — 7,4 млн. евро, а в 2017-м — уже 7,7 млн. евро, отмечает Министерство финансов.
Cкоростная железнодорожная магистраль Rail Baltica будет соединена со столицей Латвии специальным ответвлением, проинформировало на этой неделе Министерство сообщения. Это первое конкретное заявление о том, где именно будет располагаться новая трасса.
Согласно проекту, основной маршрут латвийского участка Rail Baltica протяженностью в 190 километров пройдет через Салацгривский, Лимбажский, Сейский, Инчукалнский, Ропажский, Гаркалнский, Стопиньский, Саласпилсский, Кекавский, Балдонский, Иецавский и Баусский округа.
Большинство самоуправлений под Ригой не возражают против строительства путей Rail Baltica Arthritis на своей территории. Их устраивают практически все возможные маршруты прохождения магистрали. Однако Марупское и Бабитское самоуправления категорически против. Марупе не нравится ни один из путей, так как любой из них «разрубит» территорию волости надвое. А в Бабите взволнованы тем, что в перспективе грузовые поезда планируется гонять через густонаселенную местность, природный парк и старинное кладбище.
Ранее рассматривались восемь вариантов прохождения ж-д трассы, теперь остались только два. Оба они предусматривают ответвление на Ригу. Для этого консультанты предлагают построить отдельную ветку европейской колеи (ширина – 1435 мм) до Рижского вокзала, используя для этого существующий ж-д коридор Рига-Эргли. Рига также будет соединена с Рижским аэропортом. Эти работы предполагается завершить до 2024 года.
В будущем, к 2030 году, планируется также соединить Rail Baltica с Рижским свободным портом.
Как уже сообщал BNN, проект Rail Baltica предусматривает проведение новых железнодорожных путей европейского стандарта через все страны Балтии на север, в Финляндию. Затраты Латвии на строительство магистрали составят 1,27 млрд. евро, при этом из европейских фондов будет компенсировано 85% этой суммы. Общая стоимость проекта в странах Балтии оценивается в 3,68 млрд. евро. Начать строительство планируется уже в 2016 году.