В глобальном индексе конкурентоспособности, опубликованном на этой неделе, Латвия опустилась на пять позиций вниз. В качестве главных причин указаны налоги, хотя в предыдущие годы самым большим препятствием для развития и конкурентоспособности предпринимательства в нашей стране считалась бюрократия.
Тот факт, что Латвия опустилась в рейтинге с 49-го на 44-е место, объясняется принимаемыми государством в последний момент решениями в области налоговой политики, в частности, введением налога солидарности, считает министр финансов Дана Рейзнице-Озола. Поэтому сейчас правительство идет по правильному пути, своевременно объявляя о планируемых изменениях в налоговой политике и дискутируя о них, добавил она.
Публикация индекса совпала с конференцией Банка Латвии «Реформы — ключ к конкурентоспособности и росту», на которой обсуждались вопросы, связанные с дальнейшим будущим Латвии. Президент Раймонд Вейонис уверен, что для роста экономики нужны здоровые и работоспособные люди.
По мнению главы государства, основой существования развитого и демократического государства является человек — человек, который своим трудом формирует страну. А процветающую и благополучную страну характеризует здоровая и образованная нация.
Поспорить с этим утверждением очень сложно. Тогда как заявления министра финансов спорны, учитывая, что налоговая политика в последние несколько лет формировалась и при ее прямом участии — и как главы Министерства экономики, и как главы Министерства финансов.
В глобальном индексе конкурентоспособности Латвия по-прежнему отстает от Литвы и Эстонии. Литва находится на 35-м месте, что на одно место выше, чем годом ранее, а Эстония осталась на 30-м месте среди 138 стран.
Самыми конкурентоспособными странами мира признаны в этом году Швейцария, Сингапур и США, за которыми следуют Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия.
Подготовка к кризисам будущего
Со своими предостережениями на конференции Банка Латвии выступил и глава этой организации Илмар Римшевич. В частности, глава нацбанка считает, что Латвия должна готовиться к кризисам последующих лет, которые, безусловно, будут. Он отметил, что, принимая во внимание низкий уровень прироста внутреннего валового продукта Латвии, в следующем году латвийская экономика будет расти быстрее. Росту будет способствовать и то, что Латвия активнее начнет осваивать средства структурных фондов ЕС. Однако нехорошо, что Латвия подсажена на иглу структурных фондов: если есть фонды, наша экономика растет, если нет — у нас спад, говорит Римшевич.
Президент Банка Латвии подчеркнул, что сейчас самое время упорядочить хозяйство и реализовать структурные реформы. Особенно это важно потому, что в последующие годы ожидаются кризисы. Самое время навести порядок в своем хозяйстве, чтобы кризисы последующих лет не ранили нас так сильно, как кризис 2008 года, считает он.
Римшевич подчеркнул, что в настоящее время нельзя повышать налоги и ухудшать положение предпринимателей, кроме того, Латвии нужно перестать жить не по средствам. Если мы продолжим дальше жить так же — будем повышать налоги, ухудшать конкурентоспособность Латвии и не станем решать наболевшие проблемы в здравоохранении, мы можем не надеяться в будущем говорить о росте экономики Латвии, убежден президент Банка Латвии.
О том, что налоговая система в Латвии должна соответствовать модернизации народного хозяйства, заявил на этой неделе и министр экономики Арвил Ашераденс. Во время встречи с генеральным секретарем консультативного совета предпринимательства и промышленности Организации экономического сотрудничества и развития Бернхардом Велшке Ашераденс подчеркнул, что главными направлениями развития он видит уменьшение налогов на рабочую силу за счет увеличения потребительских налогов и налога на недвижимость, а также создание такой системы прибыли и капитала, которая мотивировала бы инвестировать в бизнес с высокой добавленной стоимостью.
Пенсионеры как зеркало экономики
О будущем своем и Латвии размышляли на этой неделе и пенсионеры. И хотя эта категория населения не является активной составляющей рынка труда и экономики, уровень их благосостояния наглядно демонстрирует общее состояние экономики.
Тот факт, что из Латвии уехали примерно 300 тыс. трудоспособных людей, означает, что сегодня пенсионеры получают на четверть или даже на треть меньшую пенсию, чем могли бы получать, сказал руководитель Латвийской федерации пенсионеров (ЛФП) Андрис Силиньш. Если не будет экономического прорыва, остается надеяться, что люди будут честнее платить налоги, за что сейчас и ведется борьба. Других вариантов нет, уверен он, поскольку сейчас 38% работающих платят налоги с минимальной зарплаты или с меньших сумм.
ЛФП указывает и на ряд других вопросов. Растет риск бедности среди людей старшего поколения. В организации считают, что самым эффективным способом его уменьшения было быв увеличение доплаты за трудовой стаж до 1996 года, которая сейчас составляет всего 1 евро за год стажа. Однако именно у тех, кто вышел на пенсию до 1996 года, самые маленькие пенсии. Кроме того, в ЛФП полагают, что пенсионерам надо повысить не облагаемый налогами минимум доходов до суммы минимальной зарплаты (сейчас это 370 евро в месяц).
В первом полугодии 2016 года размер средней пенсии в Латвии составлял 293 евро в месяц. В настоящее время возраст выхода на пенсию в обычном порядке составляет 62 года и 9 месяцев. К 1 января 2025 года он достигнет 65 лет. Вместе с тем в Латвии проживает три человека, чей размер пенсии составляет 19 тыс. евро, 6,6 тыс. евро и 6,5 тыс. евро. В числе получателей самых больших пенсий – экс-президент Латвии Андрис Берзиньш и мэр Вентспилса Айвар Лембергс.
Реформы, которые не заканчиваются
Ну а депутаты Сейма на этой неделе продолжили размышлять, как грамотно объединить финансовую и таможенную полиции Службы государственных доходов (СГД). В парламент поданы новые законопроекты о реформах в СГД от депутатов Союза «зеленых» и крестьян и партии «Единство». По мнению последней, ранее возражения Сейма вызвало намерение Минфина сделать отдел внутренней безопасности СГД «репрессивной следственной структурой», полномочия и функции которой были бы приравнены к функциям следственного органа, с одновременной ее передачей в прямое подчинение гендиректора СГД. Согласно новым поправкам, Бюро внутренней безопасности тоже остается под надзором гендиректора СГД, но оно будет рассматривать только вопросы, связанные с «прямыми рабочими нарушениями».
Как уже сообщал BNN, на прошлой неделе Сейм в первом чтении отклонил поправки к закону о СГД, предусматривавшие объединение финансовой полиции и таможенной полиции СГД, и связанные поправки к Уголовно-процессуальному закону. Проекты законов предусматривали, что отдел внутренней безопасности Управления финансовой полиции СГД будет находиться в подчинении генерального директора СГД, которому впредь придется носить форменную одежду.
Сейчас СГД имеет два следственных учреждения — финансовую полицию и таможенную полицию, которые ведут оперативную деятельность и расследования, чтобы раскрывать и предотвращать преступления в таможенной сфере.
Инициатором объединения выступило Министерство финансов. Его руководитель Дана Рейзнице-Озола заявила, что не сдастся и будет думать, как добиться объединения финансовой и таможенной полиции СГД.