Экономический дневник Латвии. Счастье не в деньгах, а в спокойствии

Накануне Лиго было опубликовано несколько разных рейтингов, которые рисуют довольно занятную картину о Латвии.

В частности, наша страна впервые была включена в Индекс качества жизни. По результатам этого исследования, проводимого с 2012 года крупнейшей в мире базой пользовательского контента Numbeo, Латвия в рейтинге заняла не самое плохое 39-е место среди 86 государств мира, в которых проводилась оценка качества жизни.

Индекс нашей страны составляет 99,04 и находится между Италией (100,99) и Грецией (94,66). Возможно, и не блеск, но стыдиться нам точно нечего. Даже учитывая тот факт, что наш ближайшие соседи оказались на шаг впереди: Эстония заняла 21-ю позицию (144,59), Литва — 32-ю (112,85).

Индекс качества жизни определялся по нескольким критериям, в том числе, по стоимости жизни, ценам на недвижимость, уровню преступности, качеству и доступности медицинских услуг, состоянию экологии, развитию транспортной инфраструктуры и такому критерию, как возможность путешествовать.

В пятерке стран, имеющих наилучшее качество жизни — Швейцария (с индексом 222,94), Германия (195,94), Швеция (193,86), США (192,49) и Финляндия (190,25).

Другой рейтинг опубликовала на этой неделе австралийская аналитическая организация Institute for Economics and Peace, которая выявляет самые спокойные и мирные страны мира. В Global Peace Index Латвия оказалась на 40-м месте из 162 государств, включенных в исследование. Литва и Эстония заняли 37-е и 38-е место соответственно. Определить уровень спокойствия несложно – чем ближе к единице, тем больше спокойствия и мира, чем ближе к цифре 162, тем неспокойнее жизнь в стране. Самой спокойной и мирной страной была признана Исландия, за ней идут Дания, Австрия, Новая Зеландия и Швейцария. Хуже всего дела обстоят в Центральноафриканской Республике, Южном Судане, Афганистане, Ираке и замыкающей список Сирии.

При всех достижениях в области спокойствия и качества жизни в прошлом году доля внутреннего валового продукта (ВВП), приходящаяся на одного жителя Латвии из расчета покупательной способности, снизилась на 3% и составила 64% от среднего показателя в ЕС. Показатель Литвы не изменился и составил 74%, Эстонии — вырос на 1%, до 73% среднего показателя в ЕС, сообщило на неделе статистическое агентство Eurostat.

Самой богатой по этому показателю страной в ЕС остается Люксембург, не уступающий первой позиции с 1998 года — 263% (в 2013 году — 264%) среднего показателя в ЕС. Далее следуют Ирландия (132%) и Нидерланды (130%).

Исходя из данных этих рейтингов, напрашивается довольно занятный вывод: и хотя латвийцы остаются одной из беднейших наций ЕС, это не мешает им сохранять спокойствие и удерживать приемлемый уровень жизни. Немцы или швейцарцы вряд ли бы так смогли, а мы – можем!

Почему должна страдать целая отрасль?

Упорство и несгибаемость нации в очередной раз подтвердил и министр земледелия Латвии Янис Дуклавс, который на состоявшемся на этой неделе заседании министров сельского и рыбного хозяйства стран ЕС выразил недоумение, почему из-за нарушений, выявленных в четырех компаниях, должна страдать вся отрасль.

Поэтому Латвия и Эстония, которую эмбарго также коснулось, пожаловались в Совет Евросоюза на неправомерные ограничения, введенные Россией.

По словам Дуклавса, инспекторы Россельхознадзора побывали лишь на четырех предприятиях, но закрыли экспорт практически для всей отрасли. При этом он заявил, что не возражает, если запрет коснется только тех компаний, в которых были выявлены нарушения. Разумеется, до тех пор, пока нарушители не докажут, что все приведено в соответствие.

По мнению представителей Совета ЕС, у России нет оснований вводить запрет на экспорт рыбной продукции для целой отрасли. Из-за этих ограничений только латвийские предприятия рыбной промышленности потеряют до 100 млн евро.

Однако в целом негативное влияние на экономику Эстонии и Латвии может быть куда ощутимее. Как уже сообщал BNN, запрет Россельхознадзора на поставку балтийских шпрот в РФ уже привел к остановке работы нескольких рыбоперерабатывающих заводов Латвии. На биржу труда по безработице с начала года до начала июня встал 1071 работник рыбоперерабатывающих предприятий.

Не только мечта

После банкротства литовской авиакомпании Air Lituanica становится популярной идея создания единого панбалтийского воздушного перевозчика. Для Литвы, вынужденной добровольно отдавать этот рынок дискаунтерам, и Эстонии, в которой через два года может не найтись средств для очередной финансовой инъекции национальному перевозчику, совместная авиакомпания с участием трех стран Балтии была бы единственным способом сохранения присутствия на авиарынке. А для латвийского airBaltic единое авиапредприятие стало бы инструментом экспансии и монополизации прибалтийского неба.

Намереваясь продать миноритарную долю в национальном авиаперевозчике airBaltic, Латвия хотела бы, чтобы в уставной капитал компании вошли соседние Литва и Эстония, сообщил на этой неделе министр транспорта Латвии Анрийс Матисс. По его словам, для стран Балтии лучшим решением станет одна общая авиакомпания, поэтому латвийская сторона уже обращалась неофициально к коллегам из Эстонии и Литвы, чтобы предложить этим странам долю в государственной авиакомпании Латвии get airBaltic. Пока ни одна из соседних стран не приняла предложения Риги.

Также Матисс рассказал, что правительство Латвии ищет партнеров и в других странах, но считает, что для расширения деятельности и общего увеличения пассажиров в Балтийском регионе, Латвия, Литва и Эстония должны действовать сообща.

Стоит отметить, что подыскивая партнера для продажи доли в airBaltic, правительство Латвии намерено сохранить за собой 51% акций перевозчика. Тем не менее, уже само появление такой идеи может свидетельствовать о том, что сотрудничество стран Балтии в разных сферах – это не только мечта.

Предыдущая статьяФотонеделя 19.06.2015
Следующая статьяРецепт: ростбиф

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости