По итогам прошедших 4-го октября выборов в Сейм и с учетом средств, затраченных на предвыборную кампанию, самую высокую цену за полученные места в парламенте заплатила партия Ингуны Судрабы «От сердца — Латвии»: в среднем 56 тыс. евро за каждый из восьми завоеванных мандатов.
Согласно законодательным ограничениям, партии в ходе предвыборной агитации с 7-го июня по 4-ое октября имели право израсходовать не более 422,9 тыс. евро, если политическое объединение выставило кандидатов во всех избирательных округах.
Дебютировавшая политическая сила Ингуны Судрабы за время гонки потратила 94% от лимита и, в итоге, «заплатила» наивысшую цену за каждое место в парламенте — 56 тыс. евро.
«Союз Зеленых и Крестьян» израсходовал 96% от максимально допустимой суммы и, таким образом, каждый из 21 полученного мандата обошелся партии в 19 тыс. евро.
На третьем месте в рейтинге «дорогих» мандатов располагается премьерская партия «Единство» — 17 тыс. евро за каждый из 23 мандатов (93% от лимита).
На четвертом месте победители выборов – «Согласие», получившие 24 депутатских места, каждое из которых обошлось в 14 тыс. евро (78% от лимита).
«Объединение регионов Латвии» (ОРЛ), которым руководит Мартиньш Бондарс, получили 8 мандатов – по 9 тыс. евро за каждый (17% от лимита).
«Национальное объединение Visu Latvijai!-Tēvzemei un brīvībai/LNNK » увеличило свое присутствие в новом парламенте до 17 мандатов (с нынешних 12) и, при этом, израсходовало наименьший объем средств из расчета на каждое полученное место – 7 тыс. евро (21% от лимита).
Банкротам стало легче. Банкиры недовольны
Латвийские законодатели внесли кардинальные изменения в закон «О неплатежеспособности». Самые существенные нововведения вступят в силу уже с января следующего года.
Среди ключевых моментов: введение принципа «оставленных ключей» для имущества, служившего обеспечением кредита.
По действующим на данный момент нормам, получатель кредита, при возникновении проблем с его своевременным погашением, остается должен банку даже после того, как его служившую залогом недвижимость продали с аукциона, и вырученных средств не хватило для погашения остатка долга перед банком. Поправки же устанавливают следующее: с продажей недвижимости, которая является единственным жильем должника, права требования кредитора заканчиваются. Норма не распространяется на уже выданные ипотечные займы.
Новация вызвала жесткую критику со стороны коммерческих банков. Главный контраргумент с их стороны: заемщик будет менее ответственно относиться к погашению кредита, а значит – для банков возрастут риски и, как следствие, кредиты для новых заемщиков станут гораздо дороже.
Кроме того в закон внесены изменения, касающиеся процесса неплатежеспособности юридических лиц. Тут законодатели преследовали цель усилить защиту предприятий в рамках процесса правовой защиты или неплатежеспособности, а также ограничить так называемое аукционное рейдерство.
Здесь кардинальным новшеством станет новый раздел в законе, который устанавливает личную ответственность членов правления предприятия в процессе неплатежеспособности. Впредь правление будет отвечать своим личными имуществом за причиненные убытки кредиторам в том случае, если администратору не будут переданы бухгалтерские документы, или эти документы не позволят оценить сделки и материальное положение должника за три года до объявления процесса неплатежеспособности.
Следующим важным дополнением станет новая норма о том, что по требованию администратора неплатежеспособности должник обязан незамедлительно предоставить все сведения о разработке и согласовании плана процесса правовой защиты. Должник также будет обязан обеспечить возможность очной и оперативной проверки своей хозяйственной деятельности и документации и, ко всему прочему, заверить подлинность документов и достоверность содержащейся в них информации.
Поправками также недовольны администраторы неплатежеспособности, которых, среди прочего, приравняли к государственным должностным лицам. Новый статус их обязывает декларировать доходы. В то же время многие адвокаты сегодня «подрабатывают» администраторами неплатежеспособности, а им, как раз таки, запрещено законом раскрывать эту информацию. Поэтому, вполне вероятно, что адвокатам придется отказаться от выполнения обязанностей администраторов.
Промышленники отчитались: спад налицо
Ожидаемые с беспокойством данные за август по выпуску промышленной продукции подтвердили опасения: падение объемов отмечено в продовольственном секторе, который более двух лет наращивал обороты и был локомотивом роста всей перерабатывающей промышленности Латвии.
Основанием для пессимистичных ожиданий стало эмбарго России на импорт некоторых видов продовольствия, которое было введено в начале августа.
В годовом исчислении объем продовольственных товаров уменьшился на 2%, сообщает Министерство финансов. Учитывая, что продовольствие составляет пятую часть от общего выпуска перерабатывающей промышленности, наблюдаемый спад следует считать значительным. В министерстве отмечают, что на тенденцию могли повлиять не только российские санкции.
В любом случае, продовольственная отрасль не была единственной, где отмечен негативный результат.
Например, уже традиционно плохие статданные показывают сектора производства текстиля и одежды: в годовом разрезе спад составил соответственно 6,1% и 15,8%. У производителей напитков снижение оценивается в 14,5%.
Сложности испытывают и отдельные сектора машиностроения и металлообработки, подверженные влиянию геополитической ситуации: производители электрооборудования потеряли 15,5% объемов, а производители оборудования, механизмов и рабочих машин – 24,9%.
С другой стороны, не взирая на негативные последствия войны санкций, некоторые отрасли показывают позитивную динамику. Например, деревообработка, составляющая четверть от общего объема перерабатывающей промышленности, продолжает развиваться: прирост составил 6,1% по сравнению с августом предыдущего года. Производители мебели увеличили объемы на 9,4%, автомобилей и автоприцепов – 15,1%.
Рекордные показатели роста наблюдаются в сегменте производителей компьютеров, электронных и оптических устройств – 70,2%.
В Минфине отмечают, что общий уровень уверенности латвийских промышленников сохранился на уровне прежних месяцев. Однако, в отрасли преобладают настроения осмотрительности и неопределенности, вызванные напряженной геополитической ситуацией, что на сегодняшний день является основным риском для дальнейшего развития промышленности и всей экономики.