После того, как государственное Латвийское пароходство («Latvijas Kuģnieciba»- LK) стало частным, оно всё больше стало походить на частную лавочку, в которой многие «лавочники» главной своей задачей видели развитие не бизнеса, а своих банковских счетов. Особенно ярко это стало проявляться после того, как мэр Вентспилса Айвар Лембергс договорился с экс-премьером Андрисом Шкеле об условиях, при которых партию первой скрипки в судоходной компании стала играть негласно контролируемая Лембергсом «Ventspils nafta» (VN). В этом информационное агентство BNN убедилось в Рижской Высшей школе экономики на бизнес-презентации предприятий, аффилированных с VN.
Кроме LK, среди крупных предприятий, входящих в группу компаний VN отметим «Ventspils nafta termināls» (VNT) и «LatRosTrans» (LRT). После кадровых перестановок в VN и изменений в составе Совета LK, вместо Лембергса музыку в холдинге теперь заказывает «Vitol Group» — швейцарско-нидерландская компания, являющаяся вторым по величине нефтетрейдером в мире. Именно её представитель Саймон Бодди (Simon Boddy), осуществляющий руководство Правлением VN и Советом LK, вёл презентацию. Г-н Бодди без обиняков заявил, что одной из актуальных задач является исправление «грехов» предыдущего менеджмента, связанного с Айваром Лембергсом. BNN обращает внимание на четыре проблемы.
Проблема первая — лихоимство топ-менеджмента
Вероятно не случайно презентация состоялась на следующий день после внеочередного закрытого заседания акционеров LK, на котором 10% акций пароходства, принадлежащих государству, стал представлять новый член Совета Ивар Гиргенсонс. Эти акции закреплены за Государственным агентством социального страхования, а г-н Гиргенсонс является юристом предприятия корпоративных финансов «Confide». Ещё один член Совета представляет интересы миноритарных акционеров, семеро выдвинуты от VN (крупнейший акционер — 49,94% акций), и еще трое — от инвестиционного фонда «International Baltic Investments» (27,55%).
Государственный муж Ивар Гиргенсонс занял место Ольги Петерсоне, креатуры Лембергса, которая теперь уже не только экс-председатель Правления VN, но и экс-член Совета LK. В отношении г-жи Петерсоне ведется уголовный процесс о присвоении ею 180 тыс. латов. В октябре текущего года судебная коллегия Рижского окружного суда арестовала недвижимое имущество г-жи Петерсоне на сумму 187 тыс. латов в счет возможного возмещения этих убытков. Это — первая и, похоже, самая незначительная проблема. Её Саймон Бодди прокомментировал так:
— Деньги были украдены в качестве вознаграждения, которые бывшие члены совета LK выписывали сами себе. Общая сумма украденного предыдущим руководством предприятия составляет 12,84 млн. латов. Это неприятно. Тем более, что в Латвии судебные процессы тянутся очень медленно.
В беседе с BNN г-н Бодди отметил, что это австрийское информационное (в отличие от многих ангажированных Лембергсом СМИ) даёт объективную информацию о так называемых «транзитных войнах», и подчеркнул что статья об утечке нитрилакриловой кислоты на терминале «Ventamonjaks» лишь отразила серьезность копившихся годами в Вентспилсе вопросов.
Вторая проблема — кривая схема фрахтования
Претензии нового руководства к бывшему топ-менеджменту холдинга не исчерпываются вышеуказанной цифрой. В отчете указывается сумма в 135 млн. долларов, которая была уведена из доходов LK простой схемой. С 2002 года по 2009 год, как считают юристы предприятия, суда сдавались посреднической компании во фракх по заниженной цене, а посредник затем «перепродавал» суда по мировым расценкам. И пусть эти миллионы вроде как украдены при прежнем менеджменте, вернуть их будет ох как сложно.
Это дело рассматривается Верховной палатой Королевского судебного департамента Коммерческого суда в Лондоне. Но когда будет вынесен вердикт, не сможет сказать даже дельфийский оракул. Истцы — «Vitol», как крупнейший акционер VN, а также LK — имеют серьёзные основания полагать, что ниточки и этой аферы тянутся к рукам вездесущего вентспилсского мэра. Являясь ответчиком по делу, Айвар Лембергс в октябре этого года в суд в Лондоне не приехал.
Третья проблема — коммерция мимо профиля
У холдинга масса непрофильных активов. Это здания и земля в разных районах Латвии, приобрететаемых и до кризиса рынка недвижимости, и даже тогда, когда раздувшийся до пределов пузырь цен начал трещать и лопаться. К таким объектам относится, например, Дом Печати на рижском острове Кипсала. Находящийся через реку напротив резиденции президента Латвии в старом городе, объект простаивает без арендаторов уже более трех лет.
В конце 2008 года руководители VN поняв, что убыточная недвижимость не приносит ничего, кроме ухудшения показателей баланса, нашла покупателя. Им оказалась … дочерняя фирма — LK. Пароходство в одночасье превратило VN в компанию с замечательными показателями баланса, заплатив за никому ненужный Дом печати и другие объекты недвижимости 82,7 млн. латов. В то время член Правления LK Райвис Вецкаганс говорил, что Дом печати — один из самых перспективных объектов во всем купленном портфеле. Этот «перспективнейший» объект, который на левом берегу Даугавы выглядит как грязный выключенный холодильник, является памятником преступного распоряжения средствами судоходной компании.
Зачем понадобилось холдингу, специализирующемуся на морских перевозках, транзите нефтепродуктов и стивидорном бизнесе такие сомнительные приобретения, как юрмальский санаторий «Rigas licis» и Дом печати, Дом Майкапара в Юрмале, комплекс отдыха «Lejastiezumi» в Кулдигском крае и ряд других объектов? Ведь они для основного бизнеса — чемоданы без ручки: нести тяжело, а бросить жалко. Саймон Бодди был явно не в восторге, когда BNN попросил его обрисовать перспективы. Но, взяв себя в руки, с оптимизмом произнёс:
— У нас есть идеи развития бизнеса недвижимости. Это, в частности, девелоперский проект на месте Дома Печати и типографии. Здания будут снесены, а на освободившейся территории будут построены жилые апартаменты, торговый центр и отель. Смета по проекту оценивается в 16 млн. латов.
Но BNN так и не услышал, как отразится на финансовом положении холдинга, если к 135 млн. «уплывших» долларов добавятся еще свыше полутора десятков миллионов «зарытых» в землю латов.
Четвертая проблема — техническая нефть из «Дружбы»
Предприятие LatRosTrans на презентации представлял его генеральный директор Игорь Степанов, член Правления компании. Перспективы её бизнеса следует рассматривать с той позиции, что два трубопровода, обслуживаемые LRT, загружены едва ли наполовину. При этом, из одного из трубопроводов, входящих в международную систему транзита нефтепродуктов «Дружба», изъято 150 тыс. тонн технической нефти стоимостью около 69 млн. евро. В трубу закачен инертный газ, и она поставлена на консервацию. Но ситуация этим не ограничивается. Выкаченная нефть поступила из Беларуси, и соседи Латвии логично претендуют на возмещение своих убытков, возникших, как они полагают, из самоуправства латвийской стороны.
Г-н Степанов за день до рассмотрения спора в суде г. Даугавпилса, отказался дать для BNN свой прогноз, чем дело может кончиться. Но в любом случае сам предмет спора не играет на пользу деловой репутации как LRT, так и VN.
Для справки: стоимость активов LK в конце третьего квартала 2011 года составила 349,3 млн. латов. Доход составил — 35,9 млн. латов, что на 10,8 млн. латов меньше, чем было годом ранее. Убытки же в первом полугодии 2011 г. составили почти 4 млн. латов, но они почти в 3 раза меньше, чем за аналогичный период 2011 г.
При новом руководстве VN чистая прибыль LatRosTrans выросла до 4,2 млн. латов (в 2010 году — 3,8 млн. латов), доходы — до 8,3 млн. латов (в 2010 году — 7,6 млн. латов).
Сколь ни был бы откровенным г-н Бодди о состоянии дел в группе компаний «Ventspils nafta», без ответа остались многие вопросы. BNN будет возвращаться к ним в своих дальнейших публикациях.
Ref: 009.108.108.271