Ситуация в автомобильной отрасли, хотя и вызвана множеством кратковременных факторов, указывает на долгосрочные проблемы, где большое значение сыграют торговые войны, считает экономист SEB banka Дайнис Гашпуйтис.
«Слабость отрасли автостроения отражает спад продаж автомобилей во многих частях мира. Особенно стремительно объемы продаж упали в Китае и Индии. Однако сбыт сократился и на других крупных рынках, например, в США и еврозоне. Доступные данные указывают на то, что с учетом влияния на цепи поставок происходящее сократило мировой ВВП на 0,2%», — пояснил экономист.
Гашпуйтис объясняет трудности влиянием многих временных факторов — так, например, в Китае покупку новых автомобилей затормозили сообщения о возможности возобновления налоговых льгот, а в Индии в прошлом году были введены новые правила страхования. В еврозоне автоиндустрию ограничили более строгие требования, касающиеся эмиссии газов.
Экономист допускает, что с учетом крупного масштаба промышленных проблем, восстановление лишь одного автопроизводства может быть недостаточно для возобновления глобального промышленного роста. Он считает, что восстановление будет медленным, поскольку более строгие кредитные условия и уменьшение уверенности потребителей подорвут объемы продаж автомобилей.
Проблемы отрасли могут создать и изменения контьюктуры рынка. Например, развиваются совместная езда и платформы, позволяющие делиться автомобилями, все меньше покупка авто интересует молодых людей, все строже становятся требования, касающиеся окружающей среды.
«Это оказывает большее влияние не только на автостроение, но и на тесно связанные с ним отрасли. При этом тарифные войны делают ситуацию еще менее прогнозируемой», — указал экономист.
Гашпуйтис отметил, что, согласно данным всемирной ассоциации автопроизводителей OICA, в 2018 году в мире было произведено 70,5 млн легковых и 25,1 млн грузовых автомобилей. Автомобили — один из крупнейших экспортных продуктов во всем мире. В прошлом году их стоимость оценивалась в размере 745 млрд долларов. Учитывая доходы от прямых продаж, обслуживания и запчастей, OICA приравнивает отрасль к шестой крупнейшей мировой экономике. Кроме того, отрасль также является одной из ведущих по введению инноваций, в том числе в Европе, где в ее изучение и развитие вкладываются миллиарды евро.