Противопоставление общественного здоровья экономике в период пандемии COVID-19 — это ложная дилемма, отметил экономист Банка Латвии Карлис Вилертс, комментируя необходимость введения чрезвычайной ситуации в связи с распространением COVID-19.
«Противопоставление общественного здоровья экономике — ложная дилемма», — считает Вилертс, отмечая, что замедление распространения вируса — не худший сценарий для экономики, а как раз наоборот. Успешное ограничение заболевания критически важно с точки зрения экономики.
«И без ограничений мы не избежали бы спада экономической активности, если бы это одновременно сопровождалось бы неконтролируемым распространением заболевания и существенным увеличением числа скончавшихся.
Вряд ли люди в таких обстоятельствах продолжили бы жить в обычном режиме, то есть ходить по ресторанам и культурным мероприятиям или отправлять своих детей на спортивные тренировки.
В итоге спрос на производимые предприятиями товары и услуги так и так бы упал, а цена — измеряемая количеством человеческих жизней — стала бы заметно выше», — отметил Вилертс.
Он также отметил, что от полученных в период экономического кризиса рубцов экономика страдает долго — предприятия становятся более осторожными в своих инвестиционных решениях, проблемы ликвидности перерастают в проблемы неплатежеспособности и банкротства предприятий, у безработных снижаются возможности поиска работы. Это же относится и к возможностям выпускникам образовательных учреждений начать карьеру.
«Сейчас слишком много неизвестного, чтобы хотя бы приблизительно судить о том, что для экономики Латвии означает чрезвычайная ситуация. Будет ли и когда она будет объявлена? Какие меры будут введены и на какой период? В то же время следует понимать, что экономическое влияние по большому счету будет определяться тем, насколько успешно получится ограничить распространение вируса», — сказал Вилертс.
Читайте также: Кариньш: пришло время подумать о введении чрезвычайной ситуации
В то же время он подчеркнул, что не стоит тешить себя мыслью, что ограничения пройдут без экономических последствий.
«Это означает, что важно, чтобы параллельно с ограничениями была оказана поддержка пострадавшим от кризиса предприятиям и домохозяйствам. К тому же сопротивление ограничениям, скорее всего, было бы меньше, если бы у предприятий и домохозяйств была уверенность в подушке безопасности в виде господдержки», — считает экономист Банка Латвии.
Вилбертс также отметил, что весенний опыт показал, что спектр инструментов для поддержки бизнеса в Латвии был сравним с Литвой и Эстонией, но что касается инструментов поддержки для сохранения доходов жителей — пособий по простою и других социальных выплат — в этом вопросе Латвия отставала. Это отразилось и на более стремительном спаде потребления, что стало одной из причин, по которым ВВП Литвы и Эстонии в первом полугодии сократился меньше, чем в Латвии.
«Вместе с тем в эту волну кризиса важно взять во внимание полученный весной урок и предоставить более обширную поддержку задетым кризисом предприятиям и домохозяйствам»,
— сказал Вилертс.
Он также отметил, что последние события в связи с распространением COVID-19 вызывают опасения о том, что в четвертом квартале нынешнего года нас ждет спад экономической активности, при этом восстановление в 2021 году будет медленнее, чем прогнозировалось. К тому же существует риск того, что это не последняя волна COVID-19. Пока не будут разработаны, проверены и поставлены вакцины, нас могут ждать новые вспышки заболевания.