Попадание на крупный иностранный рынок несет не только большие возможности латвийским предпринимателям – это еще и серьезные расходы. Особенно это касается компаний, которые осваивают такой рынок впервые.
«Не знаю, виноваты ли СМИ, но многие латвийские предприниматели считают Россию страной, в которой по причине дефицита пойдет все, что привезешь. Иногда люди ошибочно думают, что для начала успешной торговли достаточно найти правильные контакты – тогда сразу начнется экспорт и будет заключен договор. Сейчас в России, как и в большинстве стран во всем мире, управляют рыночные отношения, где покупатель хочет платить меньше, а продавец хочет получить больше», – поясняет руководитель представительства Латвийского агентства инвестиций и развития (ЛАИР) в России Олафс Слутиньш.
Предпринимателям придется бороться за свое место на рынке, используя всю изобретательность, ловкость и преимущества. Напрасно считать, что кто-то будет платить больше ради контракта. Совсем наоборот. Российские партнеры по бизнесу считают, что одной лишь поставки товара – мало, необходимо разработать общую модель бизнеса и методы продвижения товара (например, промоакции, тактику продаж, ценовую политику и т.д.). Это большая работа, требующая денег, знаний и самого главного – активной позиции. В случае с Россией очень важно присутствие предпринимателя во всех этих процессах, то есть необходимо постоянно следить за ситуацией. В противном случае средства, добытые с таким трудом, будут истрачены неэффективно.
«Латвийским предпринимателям потребуется время, чтобы доказать себя и качество своей продукции. Необходимо учесть, что вход на рынок связан с большими затратами, по крайней мере в масштабах Латвии, поскольку необходимо будет получить лицензии и сертификаты, адаптировать упаковку к местному рынку, обеспечить распространителей или магазины маркетинговыми материалами, оплатить открытие представительства и так далее», – сказал глава ЛАИР.
Руководитель маркетинговой компании Republic Performance Никита Келлерман знает, что даже для небольшого экспортера попадание на российский рынок может стоить 20 000 евро. Однако это можно сделать и с меньшими расходами, если начать процесс продажи с другого конца. «В нашей практике было много примеров, когда компаниям удавалось создать и запустить цепь продаж в России, затратив при этом совсем небольшую часть той суммы, которую тратят другие компании», – сказал Келлерман. Чтобы начать продажи на иностранных рынках без больших затрат, необходимо найти специфическую нишу, адаптировать под нее свой продукт и лишь тогда начинать производство и экспорт.