Если Россия начнет использовать цены на энергоресурсы как инструмент влияния, то Литва, подписавшая договор с норвежской энергетической компанией Statoil о поставке газа для нового клайпедского терминала для сжиженного природного газа (СПГ), окажется в лучшем положении, чем Латвия. Такого мнения придерживается Рейнис Аболтиньш, эксперт из центра общественной политики Providus.
— 290 евро — самая высокая потенциальная цена для Литвы за 1 000 кубометров, т.е. около 384 долларов США. Учитывая ситуацию Литвы, это хорошая цена. Конечно, это не очень дешево, но никто и не надеялся на «очень дешево». Честно говоря, я ожидал, что цена будет выше, — признался эксперт, добавив, что пока еще неизвестны все условия сделки по долгосрочным поставкам.
Как отметил руководитель литовской газовой компании Litgas Доминик Туцк, большинстве долгосрочных контрактов нет фиксированной цены, а есть определенная формула. В случае с Литвой формула будет привязана к британскому газовому индексу, что значит, что цена импортируемого газа будет коррелировать с ценой на газ в Евросоюзе.
Аболтиньш обращает внимание на то, что британская референтная цена «может плавать», но это определенно не самый худший из возможных вариантов.
— В Великобритании все-таки один из самых оживленных газовых рынков в Европе, и это значит, что там хорошая конкуренция. Должны возникнуть очень плохие обстоятельства, чтобы цены стали очень высокими. Если литовцы добились того, что эта цена для Литвы действительно будет привязана к референтной цене, то нужно признать, что это не плохое решение. Мы можем поздравить литовцев — они сделали то, что латвийские власти не могут, и, кажется, совершенно не хотят делать, — заключил эксперт.
На вопрос о том, могут ли повлиять контрактные цены Литвы на латвийский рынок, Аболтиньш ответил, что в случае с Латвией особых изменений не ожидается.
— Поставки литовцам начнутся только в следующем году, и нам это, скорее всего, никак не поможет. У нашего Latvijas Gāze свои отношения с единственным поставщиком — Gazprom — и свои договорные обязательства. Маловероятно, что что-то изменится к лучшему. Еще один неизвестный фактор — это региональные и глобальные процессы, в том числе и то, как будет развиваться треугольник «Россия-Украина-ЕС». Если там дойдет до обострения ситуации, то есть риск, что Россия захочет использовать цену энергоресурсов как инструмент влияния. Такой риск есть, и если Россия захочет повысить цену, то литовцы окажутся в сравнительно лучшем положении, — считает эксперт.
Следует отметить, что Litgas и норвежская Statoil в четверг подписали соглашение о поставке газа для СПГ-терминала в Клайпеде.
— Сегодня особенный день в истории Литвы, так как подписывается стратегически важный договор о поставках газа с норвежской компанией Statoil, — сказал на пресс-конференции после подписания договора премьер-министр Литвы Альгирдас Буткевичюс.
Ожидается, что Литва ежегодно будет получать по 540 млн кубометров газа. Литовский СПГ-терминал начнет работать в конце этого года.
Представители Statoil сообщили, что в Литву ежегодно будут приходить по 6-7 судов с СПГ.
Ref:103.112.112.1174