С первого взгляда кажется, что уровень безработицы среди молодежи Латвии просто критический. Однако, если рассчитать его по отношению к числу экономически активных молодых людей, то окажется, что их не больше, чем в остальных возрастных группах, указал экономист Банка Латвии Олег Красноперов. Он подчеркнул, что во время кризиса были уволены молодые люди, которые не продолжили обучение.
Уровень безработицы среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет в третьем квартале прошлого года был равен 32,5%, в народном хозяйстве в целом — 18,0%. во время самой низкой точки кризиса, в четвертом квартале 2009 года — он был еще выше — 40,4%, в том числе среди молодых мужчин — 43,4%.
Здесь стоит отметить, что уровень безработицы считают по отношению к экономически активным молодым людям. Так как в третьем квартале 2010 года, лишь 43% молодежи были экономически активны (остальные учились), можно рассчитать, что 57% учились, 29% — работали, а 14% искали работу. Это значит, что безработица среди молодежи распространена не более, чем в остальных возрастных группах, указал экономист.
Во время кризиса уровень безработицы заметно вырос — сократился удельный вес занятых молодых людей, а их экономическая активность осталась на прежнем уровне (сумма занятых и ищущих роботу людей). Таким образом, можно сделать вывод, что с работы были уволены в основном та молодежь, которая не продолжала учебу. Эксперт выразил уверенность, что образование заметно снижает риск остаться без работы.
Оценивая позицию работодателей, можно сделать вывод, что залог успешной карьеры — качественное образование, а не низкоквалифицированный опыт работы. Занятость и усталость мешает ученикам и студентам полноценно участвовать в учебном процессе. По мнению эксперта, в отношении молодежи, возраст не может быть препятствием. Основное препятствие — нехватка навыков и квалификации.
Выпускники средних школ плохо подготовлены ко взрослой жизни. Несмотря на то, что список предметов становится все длиннее, уровень знаний среди молодежи не повышается. В свою очередь слишком большая нагрузка может негативно влиять на здоровье учеников, считает Красноперов. Он отмечает, что у низких показателей успешности школьников нет ничего общего с консолидациями бюджета — это общая проблема для всей Европы. Также и во многих богатых странах уровень знаний учеников находится на достаточно низком уровне. Из десяти лучших стран по этому показателю только две из Европы — Финляндия и Норвегия. Латвия в рейтинге занимает 30-е место. По всем трем критериям (математика, чтение, науки) наши показатели довольно скромные.
Оценивая программы Госагентства занятости, которые были направлены на временное трудоустройство молодежи, экономист указал, что субсидирование рабочих мест с низкой квалификацией молодым людям помогает лишь в краткосрочной перспективе. По его мнению, это негативно влияет на их самосознание, еще меньше ориентируя их на карьерный рост. Вместо этого стоило бы стимулировать молодых людей улучшить свои способности и выше поднимать профессиональную планку, осваивая какую-либо профессию или получая высшее образование.
a teh, kto uchilsa i rabotal odnovremenno kuda prichislili?