Конкурс Pasažieru vilciens (PV), организованный для западноевропейских стран на приобретение 34 электропоездов и семи дизельных поездов, покажет, что Латвия больше не постсоветская банановая республика, а страна, в которой начинают проявляться признаки разумного государства, считает партнер IBS Prudentia Гиртс Рунгайнис.
То, что окончание конкурса серьезно задержало лоббирование АО Рижского вагоностроительного завода (RVR) говорит о том, что Латвия из страны, идущей на поводу у дешевого либерализма, становится страной, которая пытается действовать и думать рационально, подобно процветающим странам. Чтобы достичь процветания, нужно создать хорошо оплачиваемые рабочие места и искать эффективные творческие решения, касающиеся защиты рынка и интересов своих предпринимателей.
Рунгайнис считает, что все те страны, которые принято называть процветающими, стали богатыми, потому что защищали свой внутренний рынок и развивали конкурентоспособность своей промышленности. Именно поэтому, по мнению эксперта, необходимо, чтобы в конкурсе PV на закупку новых вагонов победил претендент, представляющий слияние RVR и компании Bombardier.
«У нас есть свои традиции вагоностроения и строения поездов, имеется опыт и потенциал. Поэтому вполне нормально желание, чтобы в ходе этого большого мероприятия в очередной раз не был бы увеличен дефицит текущего счета, а использование инвестиций дало бы дополнительный прирост. Благодаря этому будет развиваться производство, появятся новые рабочие места и возможности», – считает Рунгайнис. Победа RVR в таком конкурсе дала бы хороший толчок тому, чтобы компании могли бы более успешно стартовать на экспортных рынках.
В то же время Рунгайнис напомнил, что продление конкурса связано еще и с тем, что это мероприятие отчасти финансируется из фондов Европейского союза (ЕС), а в таких условиях закупочные процедуры, как правило, более трудоемки и сложны.
По словам эксперта, задача конкурса с одной стороны успешно и выгодно сделать заказ, а с другой — чтобы этот заказ был связан с латвийской компанией.
Если в Латвии есть предприятие, готовое выполнить заказ более чем на 100 миллионов латов, то желательно не платить эти деньги экономике другой страны, а помочь местному предприятию. Кроме того Рунгайнис уверен, что в виду подорожания топлива, у железнодорожного транспорта имеются большие перспективы.
«Важно восстановить и развивать вагоностроительную отрасль в Латвии, потому что она сможет дать новые рабочие места с высокой добавочной стоимостью. Если у нас есть такие предприятия, которые в пределах своих возможностей стараются это делать, то их надо поддерживать», — полагает эксперт.
PV снова продлил конкурс на приобретение 34 новых электричек и семи дизельных поездов — на этот раз до 3 мая.